ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МУЗЫКЕ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

Администрация Городищенского муниципального района
МБОУ "Городищенская СШ № 2"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Проектной деятельности по предмету «Музыка»
для обучающихся 5 класса

Городище 2023

Пояснительная записка
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ,
форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В содержании программы по
музыке представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз,
эстрада, музыка кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства
является практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных инструментах,
различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и
содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу
учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере,
со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего
способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей
учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда
ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие
в исследовательской и проектной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности,
её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование
исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и
способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Исследовательская деятельность позволяет

привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы
проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и
умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем
станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Сроки реализации программы: 1 учебный год, 34 учебные недели.
Цель учебного предмета: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.
Принципы отбора материала:
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода.
Наряду с обозначенными подходами наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:


деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей,
компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;



компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения программы по основам проектной деятельности формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) навыков, развитие способностей, различных умений
и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;



личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как
осмысленный, самостоятельно инициируемый процесс, направленный на освоение смыслов
как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация
и стимулирование осмысленного учения;

Рабочая программа состоит из шести разделов:
 Пояснительная записка
 Содержание тем учебного курса
 Календарно-тематическое планирование
 Описания учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса
 Список литературы

Особенности программы
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у
школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В
этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:


Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности обра-

зования в целом;


Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в

системе внеурочной деятельности;


Системность организации учебно-воспитательного процесса;



Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность,

субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо,
чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие
всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых
(порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство
активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование
определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной
образовательной программы общего образования.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт:
макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и
т.д.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В
последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые
(по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации
и оформлении проекта.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется
наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации
ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.
Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением
необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата
и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты
проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей
внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Система оценки достижений учащихся
Система оценки личностных результатов:
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени основного общего образования строится вокруг оценки:
 сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
 ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример
для подражания;
 сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания
своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

 сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности
адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства
и недостатки, уважать себя и верить в успех;
 сформированности

мотивации

учебной

деятельности,

включая

социальные,

учебно-

познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
 знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к
решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на
решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних мониторинговых
исследований психологами, логопедами, социальными педагогами.
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной
программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать,
систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты выпускников на ступени основного общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Система оценки метапредметных результатов:
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени основного общего
образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в
ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное
проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе,
мониторинг сформированности основных учебных умений.
Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированности коммуникативных учебных действий. Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень
присвоения учащимся универсального учебного действия. Таким образом, действие занимает в
структуре учебной деятельности учащегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребенка.
В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов
наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно проверить в ходе стандартизированной ито-

говой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия,
события и др.
Система оценки предметных результатов:
Это оценка планируемых результатов по отдельным предметам. В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенных в стандарте, предметные результаты
содержат в себе систему предметных знаний и систему предметных действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.
В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых
принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
В основной школе к опорной системе знаний отнесен, прежде всего, понятийный аппарат
учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и учащимся эффективно продвигаться
в изучении предмета.
Это система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально
необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при специальной целенаправленной работе
учителя в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной
оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки
освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования,
необходимых для продолжения образования.
Инструментарий для оценивания результатов по модулю «Основы проектной деятельности»:
 консультация
 доклад
 защита исследовательских работ
 выступление
 выставка
 презентация
 мини-конференция

 научно-исследовательская конференция
 участие в конкурсах исследовательских работ.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе:
 Программы дистанционного курса повышения квалификации работников образования
«Новые

педагогические

методическое пособие,

технологии:

учимся

автора М.А. Ступицкой

работать

над

проектами»:

учебно-

и рекомендован для использования в

школах Центром научных исследований и мониторинга Института психологии, социологии
и социальных отношений МГПУ, М.: «Педагогический университет Первое сентября»,
2011 г.
Используемые педагогические технологии:
 уровневая дифференциация;
 проблемное обучение;
 поисковая деятельность;
 информационно-коммуникационные технологии;
 здоровьесберегающие технологии;
Формы организации обучения:
 типовые занятия (объяснения и практические работы),
 уроки-тренинги,
 групповые исследования,
 игры-исследования,
 творческие проекты.
Режим занятий: классно-урочная система, посещение музеев, экскурсии.
Логические связи предмета «Основы проектной деятельности» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана.
 с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов
изучаемых произведений;
 с уроками изобразительного искусства: оформление творческих

работ, участие в вы-

ставках рисунков при защите проектов;
 с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Основы проектной деятельности» изучается в начале обучения в средней школе (5
класс) и является частью учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.

По своей структуре курс не является системным и сквозным курсом, а представляет собой
отдельный модуль в целой системе проектный курсов, предназначенных для овладения проектным
методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 35 часов (1 час в неделю).
Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью
дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических
задач с использованием проектного метода.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков,
субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Основные задачи:
Образовательные:
-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и
уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде
презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь
представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного
запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения
анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в
том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать,
обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на
представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов
разных типов.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его
самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы
для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения

творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность,
носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания
из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных
дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся научаться:
 основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
 понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
 основные источники информации;
 правила оформления списка использованной литературы;
 правила классификации и сравнения,
 способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
 источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы
Интернета)
 правила сохранения информации, приемы запоминания.
Получат возможность научиться:
 выделять объект исследования;
 разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
 выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
 анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать
выводы, выявлять закономерности,
 работать в группе;
 работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
 пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
 планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты
своей деятельности в различных видах;
 работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные:
У школьников будут сформированы:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:

 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные:
Регулятивные
Школьник научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
 различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:

 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической
формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание тем учебного предмета «Основы проектной деятельности» (34 часов)
Что такое проект (1 час).
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских
умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
Что такое проблема (1 час).
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения.
Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир (1 час).
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос (1 час).
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы (1 час).
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации (2 часа).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа.
Правила общения.

Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Выбор темы исследования (1 час).
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования (1 час).
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач
для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции (2 часа).
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебноисследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с
наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования (1 час).
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо,
пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы (1 час).
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать
выводы.
Обобщение полученных данных (2 часа).
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Планирование работы (2 ч.).
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию (2 ч).
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования (1 ч.).
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Оформление презентации (4 ч.)
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.
Психологический аспект готовности к выступлению (1 ч.)
Способы преодоления неуверенности в себе. Как сохранить спокойствие. Проведение тестов на
определение уровня тревожности.
Подготовка к защите (1 ч.)
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Культура выступления (2 ч.)

Соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой
«Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка (1 ч.).
Что такое критика? Как правильно и адекватно воспринимать критику. Эталон выступления.
Оценка личностных достижений в проекте. Комментирование отметок. Виды самооценки. Способы сохранения нормального уровня самооценки.
Защита проектов (4 ч.)
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности (1 ч.)
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках
проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей.

Тематическое планирование
№
урока

1

Тема урока

Что такое проект.

Характеристика основных видов учебной деятельности

Регулятивные:
Возможность научиться ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с
учителем.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства, строить монологические
высказывания.
Способы мыслительной деятельности (6 часов)

1

Что такое проблема.

2

Как мы познаем
мир.

3

Удивительный
вопрос

4

Учимся выдвигать гипотезы

5

Источники информации

Регулятивные:
Научится выявлять проблему в сотрудничестве с учителем.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
выделять проблему.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре;
задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства, строить монологические высказывания.
Регулятивные:
Овладеть методами наблюдения и эксперимента в рамках исследовательского
проекта.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре;
договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;
задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Умение задавать вопросы с точки зрения их содержательности и логичности.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре;
договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;
задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Умение выдвигать аргументированные, логически обоснованные гипотезы,
развитие творческого мышления
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре;
договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;
задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умения работы с книгой, электронным носителем книги; правилами оформления списка использованной литературы.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,

использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре;
договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;
задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

6

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (8 часов)

1

Выбор темы исследования

2

Цели и задачи
исследования

3

Методы исследования. Мыслительные операции.

4

5

Сбор материала
для исследования

6

Анализ и синтез.
Суждения, умозаключения, выводы.

7

Обобщение полученных данных

Регулятивные:
Выработать умения выделять приоритетную тему исследовательского проекта
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре;
договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;
задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умения ставить перед собой цель проекта и определять задачи
для достижения поставленной цели.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре;
договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;
задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умения пользовать методами исследования в практической деятельности.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умения пользовать методами исследования в практической деятельности; фиксации получаемых сведений
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умения анализировать свои действия и делать выводы
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умения пользовать методами исследования в практической деятельности; обобщать и последовательно излагать материал исследовательского проекта; выделять главное и второстепенное
Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.

8

Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (9 часов)

1
Планирование
работы
2

3

4

5

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка
литературы для
исследования

6
7

Учимся делать
презентацию

8

Регулятивные:
Выработать умения составлять план работы.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умения составлять вопросы к анкете, проводить анкетирование и
другие виды социального опроса.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Регулятивные:
Выработать умения работать в библиотеке, отбирать материал и классифицировать его.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умения делать компьютерную и устную презентацию проекта.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.

9
Подготовка и проведение защиты проекта (11 часов)

1

Психологический аспект готовности к выступлению

Регулятивные:
Выработать умение уверенно держаться перед публикой, используя простые
психологические приемы.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; догова-

риваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.

2

Подготовка к
защите

3
Культура выступления
4

5

Эталон. Оценка.
Отметка. Самооценка.

6
7
8

Защита проектов

9

10

Анализ проектноисследовательской деятельности

Регулятивные:
Выработать умение уверенно держаться перед публикой, используя простые
психологические приемы.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умение уверенно держаться перед публикой, используя простые
психологические приемы.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умение уверенно держаться перед публикой, используя простые
психологические приемы.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умение уверенно держаться перед публикой, используя простые
психологические приемы.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умение анализировать прошедшее выступление.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

Учебное и учебно-методическое обеспечение
1.

Программы

дистанционного

курса

повышения

квалификации

работников

образования «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами»:
учебно-методическое пособие,

автора М.А. Ступицкой

и рекомендован для

использования в школах Центром научных исследований и мониторинга Института
психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, М.: «Педагогический
университет Первое сентября», 2011 г.
Список литературы
Литература для учителя:
1.

Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная дея-

тельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение»,
2010. – 321с.
2.

Гузеев В.В.

Метод проектов как частный случай интегративной технологии обу-

чения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
3.

Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе обра-

зования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
4.

Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный

ребенок. 2003, №2
5.

Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.

М.: Академия, 2005- 345с
6.

Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е

изд., - Самара:
7.

Издательство «Учебная литература», 2005

Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей все-

знающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3 - 256с.
8.

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в

современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с
Литература для обучающихся:
1.

Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших

школьников. 2-е изд., - Самара:
2.

Издательство «Учебная литература», 2005.

А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых

по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
3.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет- ресурсы:
1.

Большая детская энциклопедия для детей. http://www.mirknig.com/

2.

Большая детская энциклопедия (6-12 лет). http://all-ebooks.com/

3.

А.Ликум - Детская энциклопедия. http://www.bookshunt.ru/

4.

Почему и потому. Детская энциклопедия http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

5.

Большая Детская энциклопедия. Русский язык. http://www.booklinks.ru/

6.

Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС началь-

ного общего образования. Может ли учебник стать помощником? http://www.fsuexpert.ru/node/2696
7.

«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова

http://standart.edu.ru/
8.

Проектная деятельность в начальной школе

http://pedsovet.org/component/option,com

Календарно-тематическое планирование
№
урока

1

Тема урока

Что такое проект.

Планируемые результаты

План

Предметные (по элементам системы знаний)

Метапредметные

Личностные

Ознакомление с основными этапами организации проектной
деятельности, сформировать понятия о проектах, проблемах,
информации и исследовательской деятельности учащихся.
Определить важность роли исследовательских умений в жизни
современного человека.

Регулятивные:
Возможность научиться ставить новые
учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства, строить монологические
высказывания.

Сформированность учебнопознавательного интереса к
новому учебному материалу.

Способы мыслительной деятельности (6 часов)
сформировать понятие о проблеме и проекте исследования

1

Что такое проблема.

Регулятивные:
Научится выявлять проблему в сотрудничестве с учителем.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
выделять проблему.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству в игре;
задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства, строить монологические высказывания.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения.

Факт

Сформировать понятия о наблюдении и эксперименте как способов познания окружающего мира.

2

Как мы познаем
мир.

Сформировать представление о
понятиях вопрос и ответ, виды
вопросов. Ознакомление с правилами совместной работы в парах.

3

Удивительный
вопрос

Сформировать представление о
понятии гипотеза, её значении в
исследовательской работе.
4

Учимся выдвигать гипотезы

Регулятивные:
Овладеть методами наблюдения и эксперимента в рамках исследовательского
проекта.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству в игре;
договариваться и приходить к общему
мнению в совместной деятельности;
задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Умение задавать вопросы с точки зрения их содержательности и логичности.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству в игре;
договариваться и приходить к общему
мнению в совместной деятельности;
задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Умение выдвигать аргументированные,
логически обоснованные гипотезы, развитие творческого мышления
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта.

Сформировать представление о
понятии информация, источники
информации. Этикет работы в
библиотеке. Ознакомится с правилами общения.
5
Источники информации

6

Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству в игре;
договариваться и приходить к общему
мнению в совместной деятельности;
задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умения работы с книгой,
электронным носителем книги; правилами оформления списка использованной литературы.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству в игре;
договариваться и приходить к общему
мнению в совместной деятельности;
задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (8 часов)
Ознакомится с общей классификацией тем; научится выделять
общее направление исследования.

1

Выбор темы исследования

Регулятивные:
Выработать умения выделять приоритетную тему исследовательского проекта
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству в игре;
договариваться и приходить к общему

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта; чувства собственной значимости, ответственности за принятое решение.

Ознакомится с понятиями цель и
задачи, основными стадиями и
этапами исследования.

2

Цели и задачи
исследования

Ознакомится с понятиями эксперимент, анкетирование, анализ,
синтез. Узнать о методах исследовании и их практическом применении.

3
Методы исследования. Мыслительные операции.

4

5

Сбор материала
для исследования

Ознакомится с понятиями исследовательский поиск, способы
фиксации получаемых сведений.

мнению в совместной деятельности;
задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умения ставить перед собой
цель проекта и определять задачи для
достижения поставленной цели.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству в игре;
договариваться и приходить к общему
мнению в совместной деятельности;
задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умения пользовать методами исследования в практической деятельности.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению
в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умения пользовать методами исследования в практической деятельности; фиксации получаемых сведений

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта; чувства собственной значимости, ответственности за принятое решение.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта; чувства собственной значимости, ответственности за принятое решение.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также

Ознакомится с понятиями анализ, синтез, выводы, суждение,
умозаключение, сравнение

6

Анализ и синтез.
Суждения, умозаключения, выводы.

Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению
в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умения анализировать свои
действия и делать выводы
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению
в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.

участия в создание индивидуального или коллективного проекта; чувства собственной значимости, ответственности за принятое решение.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта; чувства собственной значимости, ответственности за принятое решение.

Ознакомится с понятиями анализ, синтез, обобщение, главное,
второстепенное. Узнать о приемах обобщения, уметь давать
определение понятиям.

7
Обобщение полученных данных

8

Регулятивные:
Выработать умения пользовать методами исследования в практической деятельности; обобщать и последовательно
излагать материал исследовательского
проекта; выделять главное и второстепенное
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению
в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта; чувства собственной значимости, ответственности за принятое решение.

Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (9 часов)
Составление плана работы над
проектом. Определение предмета
и методов исследования в работе
над проектом
1
Планирование
работы

2

Регулятивные:
Выработать умения составлять план
работы.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению
в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта; чувства собственной значимости, ответственности за принятое решение.

Составление анкет, опросов.
Проведение интервью в группах.

Регулятивные:
Выработать умения составлять вопросы
к анкете, проводить анкетирование и
другие виды социального опроса.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению
в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта; чувства собственной значимости, ответственности за принятое решение.

Ознакомится с понятием каталог.
Отбор литературы по теме исследования.

Регулятивные:
Выработать умения работать в библиотеке, отбирать материал и классифицировать его.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению
в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умения делать компьютерную и устную презентацию проекта.
Познавательные:
Способность строить логические суж-

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта; чувства собственной значимости, ответственности за принятое решение.

3

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию
4

5

6
7

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка
литературы для
исследования

Учимся делать
презентацию

Работа на компьютере - структуривание материла, создание презентаций.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также

дения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению
в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.

8

9

участия в создание индивидуального или коллективного проекта; чувства собственной значимости, ответственности за принятое решение.

Подготовка и проведение защиты проекта (11 часов)
Способы преодоления неуверенности в себе. Как сохранить спокойствие.

1

Психологический аспект готовности к выступлению

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании.
Как выделять главное и второстепенное.
2

Подготовка к
защите

Регулятивные:
Выработать умение уверенно держаться
перед публикой, используя простые
психологические приемы.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению
в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умение уверенно держаться
перед публикой, используя простые
психологические приемы.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта; чувства собственной значимости, ответственности за принятое решение.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта; чувства собственной значимости, ответственности за принятое решение.

Соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению»
3
Культура выступления

4

5

Эталон. Оценка.
Отметка. Самооценка.

Что такое критика? Как правильно и адекватно воспринимать
критику. Эталон выступления.
Оценка личностных достижений
в проекте. Комментирование отметок. Виды самооценки. Способы сохранения нормального
уровня самооценки.

стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению
в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умение уверенно держаться
перед публикой, используя простые
психологические приемы.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению
в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.
Регулятивные:
Выработать умение уверенно держаться
перед публикой, используя простые
психологические приемы.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению
в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта; чувства собственной значимости, ответственности за принятое решение.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта; чувства собственной значимости, ответственности за принятое решение.

Участие в конференции.

Регулятивные:
Выработать умение уверенно держаться
перед публикой, используя простые
психологические приемы.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению
в совместной деятельности; задавать
вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта; чувства собственной значимости, ответственности за принятое решение.

Анализ результатов и качества
выполнения проекта. Способы
преодоления трудностей.

Регулятивные:
Выработать
умение
анализировать
прошедшее выступление.
Познавательные:
Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения,
использовать полученные навыки в
жизни.
Коммуникативные:
Научится учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству.

Формирование внутренней
позиции
школьника
на
уровне положительного отношения в понимании необходимости учения, а также
участия в создание индивидуального или коллективного проекта

6

7
Защита проектов
8

9

10

Анализ проектноисследовательской деятельности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».