АОРП_5_КЛАСС

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

Администрация Городищенского муниципального района
МБОУ "Городищенская СШ № 2 "

Адаптированная рабочая программа
для учащихся с интеллектуальными
нарушениями (вариант 1)
по учебному предмету «Математика» 5 класс

Городище 2023

1. Пояснительная записка
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных
организациях, осуществляющих
обучение
учащихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по предмету «Математика» разработана и адаптирована для учащихся 5
класса с учетом рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии,
особенностей психофизического развития учащихся, индивидуальных возможностей, и
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Содержание
программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной
направленности обучения и воспитания. Уровень программы–коррекционно-развивающий.
Категория учащихся 5 класса относится к первому варианту специального стандарта. Учащиеся
в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый
материал, но без помощи учителя сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в
помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия
их в основном не затрудняет. Но при этом учащиеся снижают темп работы, допускают ошибки,
которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения учащихся
недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости. Уровень
школьного образования учащихся с ОВЗ изменён в сравнении с уровнем образования здоровых
сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и
специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка.
Основная цель обучения математике является подготовка обучающихся к жизни в современном
обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи обучения:
 формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебнопознавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие
способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
 коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с
учетом их индивидуальных возможностей;
 формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости,
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать
свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и
самоконтроль.
Математика в школе является одним из основных учебных предметов. Обучение математике
носит предметно-практическую направленность. Учащиеся овладевают некоторыми
теоретическими знаниями, на основе которых более осознанно формируются практические
умения.
Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития
познавательных способностей учащихся, коррекции психических процессов.
Материал арифметических задач, заданий по нумерации и другим темам содержит сведения о
развитии промышленности, сельского хозяйства, строительства в нашей стране. Это расширяет
кругозор учеников, способствует воспитанию любви к своей Родине.
Курс математики даёт ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше
распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические

знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.
Овладение
умениями счёта, устных и письменных вычислений, измерений, решение арифметических задач,
ориентация во времени и пространстве, распознавание геометрических фигур позволяет
учащимся более успешно решать жизненно-практические задачи.
Содержание обучения имеет практическую направленность, но принцип коррекционной
направленности обучения является ведущим.
1.1. Цели и задачи.
Цель изучения курса математики: расширение у учащихся с нарушением интеллекта
жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование
математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи изучения курса математики:
 дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и
геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую
деятельность;
 использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся
с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и
личностных качеств;
 развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией;
 воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность,
настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать
точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до
завершения.
Коррекционно-развивающие задачи обучения математике в 5 классе:
1. Совершенствование сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
- оптико-пространственной ориентации,
- зрительно-моторной координации и др.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени; - развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи
между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные
упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6.Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по математике решаются
коррекционно-развивающие задачи:
 коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания,
увеличение объема внимания) путем выполнения упражнений, заданий
 коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция,
анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение
пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь)
 коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путем выполнения
упражнений
 коррекция и развитие зрительного восприятия
 развитие слухового восприятия
 коррекция и развитие тактильного восприятия
 коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие
ритмичности, плавности, соразмеренности движений)
 коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления
главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая
функция мышления)
 коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоциональноволевой сферы (навыков
самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства)
Распределение математического материала в программе представлено концентрически с учетом
познавательных и возрастных возможностей обучающихся, материал дается без доказательств,
только в виде формул и алгоритмов. Для снижения объема запоминаемой информации
обучающимися используются схемы, памятки, таблицы и алгоритмы. Повторение изученного
материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
Геометрический материал изучается отдельными блоками. Это дает возможность
систематически изложить геометрический материал и помочь учащимся получить целостное
представление о нем. Повторение геометрических знаний, формирование графических умений
происходит и на других уроках математики.
В связи с ограниченным использованием в жизни и профессиональной деятельности
обыкновенных дробей в данной программе тема «Обыкновенные дроби» сокращена.
Учитывая практическую направленность обучения математике, необходимость подготовки
обучающихся к жизни для каждого года обучения разработаны практические упражнения,
предусмотрено использование калькулятора для закрепления нумерации целых чисел,
полученных при пересчете предметов и при измерении, десятичных дробей, для проверки
арифметических действий (использование калькулятора не должно заменять или задерживать
формирование устных и письменных вычислений).

Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладевать и самостоятельно
применять в учебной и практической деятельности, и умения, которые в силу объективных
причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их
практической значимости. В этой связи в программе предусмотрена возможность выполнения
некоторых заданий с помощью учителя,
В основу реализации рабочей программы положены деятельностный и дифференцированный
подходы. Используются следующих педагогические технологии: технология уровневой
дифференциации; здоровьесберегающая технология; информационно-коммуникативные
технологии. Основными направлениями коррекционной работы являются: коррекция
устойчивости, переключаемости и распределения внимания; коррекция зрительной и
вербальной
памяти; коррекция наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция пространственных представлений и ориентации; обогащение словаря
математической терминологией; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях,
навыках; коррекция мышц мелкой моторики; коррекция нарушений эмоционально-личностной
сферы.
Образовательный процесс организован в форме классно - урочной системы. Математические
представления, знания и умения практически применять их оцениваются по результатам
индивидуального опроса обучающихся, текущих контрольных и тестовых работ.
Знания и умения оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными
программой каждого класса по 5 - балльной шкале.
1.2. Используемый учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы, а
также дополнительно используемые информационные ресурсы.
Основная литература
М.Н. Перова, Г.М. Капустина, Математика, 5 класс. Учеб. для спец. (коррекц.) образоват.
учреждений VIII вида. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2020 г.
Дополнительная литература
для учителя:
1. Бабина О.А. Изучение геометрического материала в 5- 6 классах специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Пособие для учителя
дефектолога / О.А. Бабина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
2. Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной)
школе VIII вида: Учебник для студ. дефект. фак. педвузов.- 4-е изд., перераб. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9
классы: Под ред. И. М. Бгажноковой – М.: Издательство «Просвещение», 2010.
4. Саламатова А. Г. Справочник по математике (геометрия)». 5 – 9 классы: для учащихся
специальных (коррекц.) общеобразоват. шк. / А. Г. Саламатова. – М.: Гуманитарный изд.
центр ВЛАДОС, 2014.
5. Степурина С.Е. Математика. 5 – 9 классы: коррекционно – развивающие задания и
упражнения / сост. С.Е. Степурина.- Волгоград: Учитель, 2009.
6. Перова М. Н., Эк В. В. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. –
М.:Просвещение, 1983.
для обучающихся:
1. Депман И.Я. За страницами учебника математики/ И.Я. Депман, В.Я. Виленкин- М.:
Просвещение, 1989.

2. Перова М.Н., Яковлева И.М. Рабочая тетрадь по математике: для учащихся 5 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений / М. : Просвещение, 2008
3. Савин А.П. Я познаю мир. Математика: Детская энциклопедия / А.П. Савин, В.В.
Станцо, А.Ю. Котова. - М.: АСТ, 2008.
4. Саламатова А. Г. Справочник по математике (геометрия)». 5 – 9 классы: для учащихся
специальных (коррекц.) общеобразоват. шк. / А. Г. Саламатова. – М.: Гуманитарный изд.
центр ВЛАДОС, 2014.
Электронные ресурсы
1. сервис LearninigApps для создания дидактических материалов.
2. Социальный Формирование знаний и умений у учащихся специальной коррекционной
школы VIII вида: учебное пособие http://window.edu.ru/window/library?p_rid=62556
3. Перова М.Н. Особенности усвоения математических знаний,
умений и навыков учащимися специальной (коррекционной)
школы 8 вида // Методика преподавания математики вспециальной (коррекционной) шко
ле вида. - М.:Просвещение, 1999 http://www.pedlib.ru/Books/4/0351/4_0351-1.shtml
4. http://www.math-on-line.com - Занимательная математика – школьникам.
5. http://www.uic.ssu.samara.ru Путеводитель «В мире науки» для школьников.
6. http://konkurs-kenguru.ru – Математика для всех.
7. http://mathematic.su/about.html, http://school-collection.edu.ru.
1.3. Технологии обучения.
Программа предусматривает проведение урока с использованием фронтальной и
индивидуальной работы с обучающимися. В ходе прохождения программы, учащийся посещает
урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа). Особое место в овладении данным
предметом отводится индивидуальной работе.
Основные методы обучения:
 словесные методы (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или
другим печатным материалам);
 наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций, видеометод);
 практические
методы
(предметно-практическая
деятельность,
вычерчивание
геометрических фигур и т.д.).
Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы:
 Урок (проверка усвоения пройденного, объяснение нового материала, закрепление
полученных знаний, домашние задания).
 Технологии активных форм и методов: игровые технологии, работа в парах и группах.
 Здоровьесберегающие технологии: технология обеспечения двигательной активности (В.
Ф. Базарного), психолого-педагогические приёмы здоровьесбережения.
 Авторские
педагогические
технологии:
технологии
индивидуального
и
дифференцированного подхода В. В. Воронковой, С. Д. Забрамной, технологии
личностно-ориентированного подхода И. Я. Якиманской.
 Технология коррекционно-развивающего обучения.
 Информационно-коммуникативные технологии.
2. Содержание учебного предмета
1. Сотня. (Повторение).
Повторение. Нахождение неизвестного слагаемого. Нахождение неизвестного уменьшаемого.
Нахождение неизвестного вычитаемого. Устное сложение и вычитание чисел с переходом через
разряд.
2. Тысяча.

Нумерация чисел в пределах 1000. Округление чисел до десятков и сотен. Римская нумерация.
Меры стоимости, длины и массы. Устное сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении мерами длины и стоимости. Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.
Сложение и вычитание без перехода через разряд.
3. Сравнение чисел.
Разностное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел.
4. Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.
Сложение с переходом через разряд. Вычитание с переходом через разряд.
5. Обыкновенные дроби.
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. Образование дробей. Сравнение дробей.
Правильные и неправильные дроби.
6. Измерение величин.
Умножение чисел 10,100. Умножение и деление на 10,100. Преобразование чисел, полученных
при измерении мерами стоимости, длины, массы. Замена крупных мер мелкими. Замена мелких
мер крупными. Мера времени. Год.
7.Умножение и деление чисел в пределах 1000.
Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число. Умножение и
деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.
Проверка умножения и деления. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на
однозначное число с переходом через разряд.
8. Геометрический материал.
Линия, отрезок, луч. Углы (повторение). Периметр многоугольника. Треугольники. Различение
треугольников по видам углов. Различение треугольников по длинам сторон. Построение
треугольников. Круг, окружность. Линии в круге. Масштаб. (Повторение). Прямоугольник
(квадрат). Куб, брус, шар.
8. Практические упражнения
1) Определение количества однородного товара, которого можно купить на заданную
сумму.
2) Меню на завтрак, обед, ужин. Расчет стоимости продуктов для завтрака, обеда, ужина.
3) Расчет количества материалов для ремонта небольшого помещения (обои, клей, краска,
плитка, плинтус, панели и др.). Нахождение стоимости каждого товара отдельно и затрат
на весь ремонт.
4) Сравнение скорости движения разных транспортных средств. Расчет расстояния при
заданном времени и скорости.
5) Сравнение расстояний, пройденных разными транспортными средствами за одно и то же
время.
6) Затраты на праздничный стол.
3.Планируемые предметные результаты освоения
Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
К ним относятся:
1)
Воспитание уважительного отношения к иному мнению:
2)
Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении
3)
овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и
изменяющемся мире;
4)
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
5)
формирование навыков коммуникации и принятых норм социального
взаимодействия;
6)
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
8)
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
9)
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
10) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
12) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования по математике обучающимися с
легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания,
умения и готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальным и
достаточным.
Причём минимальный уровень составлен с учётом разных возможностей учащихся по
усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в
зависимости от степени выраженности и структуры дефекта и поэтому математический
материал усваивается на различном уровне.
Предметные результаты:
 знать класс единиц, разряды в классе единиц;
 знать десятичный состав чисел в пределах 1000;
 знать единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;
 знать римские цифры;
 знать дроби, их виды;
 знать виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
 выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
 читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000;
 считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
 выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000.
 выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел
в пределах 1000 с последующей проверкой;
 выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
 выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в
пределах 1 000;
 умножать и делить на однозначное число;

 получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
 уметь решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три
арифметических действия;
 уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
 уметь различать радиус и диаметр.
Основные требования к умениям учащихся:
1 уровень (минимальный):
 выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
 читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000;
 считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
 выполнять сравнение чисел (больше- меньше) в пределах 1000.
 выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел
в пределах 1000 с последующей проверкой;
 выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
 выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в
пределах 1 000;
 умножать и делить на однозначное число;
 получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
 решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три
арифметических действия;
 уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
 различать радиус и диаметр.
2 уровень (достаточный):
 класс единиц, разряды в классе единиц;
 десятичный состав чисел в пределах 1000;
 единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;
 римские цифры;
 дроби, их виды;
 виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Базовые учебные действия:
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у
обучающегося положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать
знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится
целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание
уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной
деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность
обучения обучающегося.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные,
целевые и оценочные.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на
различных этапах обучения.
Личностные учебные действия:
 Положительно относиться к урокам по предмету «Математика».
 Владеть навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
(т.е.самой формой поведения, его социальным рисунком).
 Осмысливать социальное окружение, своё место в нём, принимать соответствующие
возрасту ценности и социальные роли.
 Самостоятельно выполнять задания, поручения, инструкции.
 Уметь рассказать о пошаговом выполнении учебного действия с использованием
математической терминологии.

 Уметь отразить в речи с использованием математической терминологии предметные
отношения.
 Доброжелательно относиться к учителю и другим обучающимся.
 Иметь установку на безопасный, здоровый образ жизни.
 Использовать приобретённые знания в обучении и повседневной жизни.
Регулятивные учебные действия:
 Входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу
(школьный звонок, разрешение учителя).
 Самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала,
учебного помещения).
 Использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.) в учебное время.
 Самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее
место под руководством учителя.
 Корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией
(под руководством учителя).
 Принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
 Уметь принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания.
 Уметь производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно –
неправильно).
 Уметь использовать математические знания при ориентировке в ближайшем социальном
и предметном окружении.
Познавательные учебные действия:
 Работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание).
 Находить в учебнике задания, указанные учителем; использовать иллюстрации,
содержащиеся в учебнике.
 Высказываться в устной форме.
 Устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
 Понимать записи с использованием математической символики.
 Использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя.
 Выполнять учебные действия в практическом плане под руководством учителя.
 Выполнять математические операции на основе пошаговой инструкции.
 Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявляемых на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные учебные действия:
 Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик
класс, учитель – класс).
 Обращаться за помощью и принимать помощь.
 Доброжелательно относиться к одноклассникам, сочувствовать сопереживать и др.
 Слушать указания и инструкции учителя.
 Сотрудничать с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной
деятельности на уроке.
 Воспринимать на слух речь учителя и одноклассников.
 Принимать участие в диалоге.
 Говорить отчётливо, не торопясь, не перебивая других.
 Слушать собеседника и понимать речь других.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

1
.

Тема

Сотня

Нумерация чисел в пределах 1000.
2
.

Основные виды учебной деятельности учащихся
Слушание объяснений учителя.
Работа с раздаточным материалом. Повторение нумерации.
Работа с таблицей классов и разрядов. Сравнение чисел.
Работа с раздаточным материалом.
Отработка алгоритма решения уравнений. Упражнения по округлению чисел. Применение
алгоритма сложения и вычитания при выполнении заданий и способов проверки вычислений.
Решение текстовых задач.
Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала.
Оформление результатов работы.
Постановка цели, выявление и формулировка проблемы, коллективное обсуждение
предложенное учителем или возникающее в ходе работы учебных проблем.
Обобщение усвоенного на уроке.
Работа с раздаточным материалом.
Моделирование и конструирование.
Знакомство с новым материалом.
Работа со счетами.
Работа с таблицей классов и разрядов. Сравнение чисел.
Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.
Работа в парах.
Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы.
С помощью учителя:
Планирование последовательности практических действий; осуществление самоконтроля и
корректировки хода работы и конечного результата обобщение (осознание, структурирование
и формулирование) нового, что открыто и усвоено на уроке.

11

3.

4.
5.

6.

7.

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ объяснений учащихся. Решение текстовых задач.
Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы.
Сложение и вычитание в
Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение
пределах 1000 с переходом
предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем.
через разряд.
Работа над алгоритмом сложения и вычитания и способами проверки. Отработка
вычислительных навыков.
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ объяснений учащихся. Работа с правилом.
Выполнение заданий по разграничению понятий. Сравнение дробей.
Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы.
Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение
Обыкновенные дроби
предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем.
Решение задач.
Умножение чисел 10,100 и Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ объяснений учащихся.
на число 10, 100.
Деление на 10, 100
Работа с правилом.
Отработка вычислительных навыков. Решение текстовых задач.
Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение
предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем.
Выполнение заданий по разграничению понятий. Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ объяснений учащихся. Решение текстовых задач. Систематизация учебного
Единицы измерения.
материала. Оформление результатов работы. Поставка цели, выявление и формулирование
Соотношение мер.
проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы
учебных проблем.
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ объяснений учащихся. Работа с правилом.
Решение текстовых задач. Систематизация учебного материала. Оформление результатов
работы.
Умножение и деление
круглых десятков и сотен Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение
предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем.
на однозначное число.
Отработка вычислительных навыков.

12

8.

Умножение и деление
многозначных чисел без
перехода через разряд.

9.

Умножение и деление
многозначных
чисел
с
переходом через разряд.

10.

Геометрический материал

11.

Итоговое повторение.

Работа с правилом.
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ объяснений учащихся. Решение текстовых задач.
Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы.
Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение
предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем.
Отработка вычислительных навыков.
Работа с правилом.
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ объяснений учащихся. Решение текстовых задач.
Отработка
вычислительных
навыков.
Систематизация
учебного
материала.
Оформление результатов работы
Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение
предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем.
Практические упражнения в измерении и построении отрезков, ломаных линий,
в вычислении длины ломаной. Выполнение заданий на построение.
Узнавание геометрических фигур и их признаков. Решение задач на нахождение периметра
многоугольника.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником. Решение текстовых количественных и
качественных задач. Отработка вычислительных навыков. Систематизация учебного
материала. Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих
поставленной цели и мотиву деятельности.
Выделение в задаче основных положений.
Оформление результатов работы. Самостоятельно: выполнение простейших
исследований (наблюдения, сравнения, сопоставления)
Подбор наиболее эффективных способов решения задач.
Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата.
Обобщение (осознание, структурирование и формулирование) усвоенного на уроке.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».