АОРП_6_УО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

Администрация Городищенского муниципального района
МБОУ "Городищенская СШ № 2 "

Адаптированная рабочая программа
для учащихся с интеллектуальными
нарушениями (вариант 1)
по учебному предмету «Математика» 6 класс

Городище 2023

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике составлена на основе Программы
специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2
сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1.
– 232с. и нормативно-правовой базы:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
 ФГОС ООО;
 Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования»;
 Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования»;
 Приказ Минобразования России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении
изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы
для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования», утвержденные Приказом Минобразования
России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№1994 от 3 июня 2011 г. «О внесении изменений в федеральный базисный
учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учебных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации №1312 от 9 марта 2004 г.»;
 Приказ Минобразования России от 01 февраля 2012 г. № 74 «О внесении
изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы
для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования», утвержденные Приказом Минобразования
России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
 Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное
постановлением Правительства РФ от 31.08.94 г.
 №1008 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 09.09.1996 г. № 1058 и от 15.01.1997 г. № 38;
 Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.117802; п.2.9. Требования к режиму образовательного процесса;
 Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 № 17253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2013/14 учебный год»;
 Приказ Министерства образования Правительства Калининградской
области от 22.08.2013г.№865/1 «Об утверждении регионального базисного
учебного плана в Калининградской области в 2013/2014 учебном году»;
 Приказ Министерства образования Правительства Калининградской
области от 24.12.2009 № 1229\1 «Об организации апробации комплексного
учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных
культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях
Калининградской области в 2009-2011 годах»;
 Закон Правительства Калининградской области «Об образовании» от
02.06.2009 №346;
 Политика в области качества Министерства образования Правительства
Калининградской области, от 01.02.2010 г.;
 Устав МБОУ «Славская СОШ»
Предлагаемая программа по математике ориентирована на учебник для 6
классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
/Математика. 5 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII
вида под ред. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
– 224с. и рабочую тетрадь по математике для 6 класса под ред. М.Н. Перова,
И.М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2008.
Цель изучения курса математики:
расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта,
наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование
математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных
практических задач.
Задачи изучения курса математики:

дать учащимся такие доступные количественные, пространственные,
временные и геометрические представления, которые помогут им в
дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

использовать процесс обучения математике для повышения уровня
общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков
их познавательной деятельности и личностных качеств;

развивать речь учащихся, обогащать её математической
терминологией;

воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость,
работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки
3

контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение
планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Коррекционно-развивающие задачи обучения математике в 6 классе:
1. Совершенствование сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
- оптико-пространственной ориентации,
- зрительно-моторной координации и др.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,
форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового
анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными
родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям
и т.д.).
6.Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по математике решаются
коррекционно-развивающие задачи:
 коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое,
переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём
выполнения упражнений, заданий
 коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция,
планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически
4









правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и
активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь)
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём
выполнения упражнений
коррекция и развитие зрительного восприятия
развитие слухового восприятия
коррекция и развитие тактильного восприятия
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование
ручной умелости, развитие ритмичности, плавности, соразмеренности
движений)
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и
синтеза, выявления главной мысли, установление логических и
причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоциональноволевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения
выражать свои чувства)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение математике должно носить практическую направленность и
быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить
учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками,
учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Математическое образование в основной школе по специальной
(коррекционной) программе VIII вида складывается из следующих
содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика,
геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических
навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего
дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и
формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического
образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о
пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания
объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и
интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления. В 5-9
классах из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение
геометрического материала. Все чертежные работы выполняются с помощью
инструментов на нелинованной бумаге.
Математика направлена на коррекцию высших психических функций:
аналитического мышления (сравнение, обобщение, классификация и др.),
5

произвольного запоминания и внимания. Реализация математических знаний
требует сформированности лексико-семантической стороны речи, что особенно
важно при усвоении и осмыслении содержания задач, их анализе. Таким
образом, учитель должен при обучении математике выдвигать в качестве
приоритетных специальные коррекционные задачи, имея в виду в том числе их
практическую направленность.
На всех годах обучения особое внимание обращается на формирование
у школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами.
Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100)
, с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении
величин, включаются в содержание устного счета на уроке.
В старших классах в устный счет вводятся примеры и задачи с
обыкновенными и десятичными дробями. Для устного решения даются не
только простые арифметические задачи, но и задачи в 2 действия.
Параллельно с изучением целых чисел продолжается ознакомление с
величинами, приемами письменных арифметических действий с числами,
полученными при измерении величин.
Формирование представлений о площади фигуры происходит в 8, а об
объеме – в 9 классах. В результате выполнения разнообразных практических
работ школьники получают представление об измерении площади плоских
фигур, об измерении объема прямоугольного параллелепипеда, единицах
измерения площади и объема.
Предметно-практическая направленность должна прослеживаться и в
задачах, связанных с определением времени начала и конца какого-то действия,
времени между событиями. Это важно потому, что повседневная жизнь
каждого человека строится в соответствии со временем, оно определяет его
личную и деловую жизнь: не опоздать на транспорт, на работу, на встречу и т.д.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так
как большинство математических представлений и понятий носит
взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии
овладения способами нахождения сходства и различия, выделения
существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании
приемов классификации и дифференциации, установлении причинноследственных связей между понятиями. Не менее важный прием —
материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие,
использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными
ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация,
наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия,
самостоятельная работа и др.
В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных
требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим
знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и
6

умений по математике, который доступен большинству школьников. Учитывая
особенности этой группы школьников, рабочая программа определила те
упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного
программного материала. Указания относительно упрощений даны в
примечаниях (перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем
требований следует осуществлять только в том случае, если с ними проведена
индивидуальная работа).
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками
изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия),
трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО
(арифметических задач связанных с социализацией).
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение математики в 6 классе по специальной коррекционноразвивающей программе для умственно отсталых детей отводится 136 часов (4
часа в неделю, 34 учебные недели). По данной специальной коррекционноразвивающей программе для умственно отсталых детей по рекомендации
ПМПК обучается один учащийся 6 «Б» класса.
2.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ

Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, круглых
десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000, сложение и вычитание круглых
чисел в пределах 1 000 000.
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых,
расположение на разрядные слагаемые чтение, запись под диктовку,
изображение на счетах, калькуляторе.
Разряды; единицы десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная
таблица, сравнение соседних разрядов сравнение классов тысячи единиц.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение
количеств разрядных единиц и общего количества единиц десятков, сотен
тысяч в числе. Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел ХIII—ХХ.

7

Устное (легкие случаи) и письменное сложение вычитание, умножение и
деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10000.
Деление с остатком. Проверка арифметических действий.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, времени.
Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное
свойство обыкновенных дробей, Преобразования: замена мелких долей более
крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными
числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми
знаменателями.
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на
прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние,
скорость, время. Составные задачи на встречное движение (равномерное,
прямолинейное) двух тел.
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе
перпендикулярные не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве;
наклонные горизонтальные вертикальные. Знаки и ||. Уровень, отвес.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата.
Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса; грани, ребра,
вершины, их количество, свойства.
Масштаб: 1:1 000; 1:10000; 2 :1; 10 : 1; 100:1.

8

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII
вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2009. – Сб.1. – 232с.
2. Математика. 6 класс: учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова, Г.М.
Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 224с.
3. Рабочая тетрадь по математике под ред. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. –
М.: Просвещение, 2008.
4. Методика преподавания математики в коррекционной школе М.Н.Перова.
5. Основы дефектологии В.А.Лапшин, Б.П.Пузанов.
6. Дефектология (словарь-справочник) Б.П.Пузанов.
7. Материалы к урокам математики И.Г.Уткина.
8. Сборник упражнений по математике Т.В.
9. Путешествие по стране геометрии В.Г.Житомирский, Л.Н.Шеврич.
10.Дидактические игры на уроках математики В.Г.Коваленко.
11.Развитие познавательных способностей детей на уроках математики
С.И.Волкова, Н.Н.Столярова.
12.Сборник задач с экономическим содержанием Г.Г.Шмырева, Н.Е.Фуртат.
13.Средства
обучения математике в школе М.И.Моро, А.М.Пышкало.
14.Математика (предметные недели в школе) Л.В.Гончарова.
15.Нестандартные
уроки С.В.Савинова, Е.Е.Гугучкина.
16.Дидактические игры и упражнения А.А.Катаева, Е.А.Стребелева.
17.Дидактические игры и упражнения по математике. М.Н.Перова.
15.0бучение наглядной геометрии во вспомогательной школе В.В.Эк,
М.Н.Перова.
18.Живая математика Я.И.Перельман.
19.Считай, смекай, отгадывай В.П.Труднев.
20.Занимательная математика Я.И.Перельман.
21.Изучение геометрического материала в 5 - 6 классах. Пособие для учителя
- дефектолога. О.Д. Бибина.
22.Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. Ф.Р.
Залялетдинова.
23.Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т. Дьячкова.
24.Методика обучения элементам геометрии. М.Н. Перова.
25.Нумерация чисел. Л.В. Алабина.
26.Интернет-ресурсы:
1)http://www.pedsovet.ru
2)http://www.festival.1 september.ru

9

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
N
Наименование
п/п
учебного
Перечень
оборудования
1 Инструменты
Линейки, треугольники, циркули для работы
на доске.
2 Таблицы, стенды,
Стенды:1.В мире математики.
тела, альбомы
2.Жизнь класса.
Стереометрические тела: куб, цилиндр,
пирамида,
параллелепипед, призма,
шар. Модели «Доли и дроби».
Творческие работы учеников и учителей.
3 Компактдиски CD- Геометрия7,8,9,10,11 классы.
ROM
Алгебра 7,8,9,10,11 классы.
Математикеа 5-6 классы.
Цифровые образовательные ресурсы
4 Мультимедий-ные Презентации уроков, разработанные учителем
разработки
и найденные в интернете (на рабочем
компьютере, на флеш-картах, на дисках).
5 МультимедиаEPSON
проектор
6 Интерактивная
Panasonik (1)
доска
7 Принтер
Canon (1)
8 Компьютер
1
3.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ

К концу обучения в 6 классе обучающиеся
будут знать/понимать:
- десятичный состав чисел в пределах 1 000 000;
- разряды и классы;
- основное свойство обыкновенных дробей;
- смешанные числа;
- расстояние, скорость, время зависимость между ними;
- различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в
пространстве;
- свойства граней и ребер куба и бруса.
научатся:
- устно складывать и вычитать круглые числа;
- читать, записывать под диктовку, набирать на калькуляторе, сравнивать

-

-

-

(больше, меньше) числа в пределах 1 000 000;
чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы;
вписывать в нее числа; сравнивать; записывать числа, внесенные в
таблицу, вне ее;
округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1 000 000;
складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые
десятки числа в пределах 10 000, выполнять деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий;
выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении двумя мерами стоимости, длины и массы письменно;
сравнивать смешанные числа;
заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или
смешанными числами;
складывать, вычитать обыкновенные дроби (и смешанные числа) с
одинаковыми знаменателями;
решать простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время; на
нахождение дроби от числа, на отношение чисел с вопросом: «Во сколько
раз больше (меньше)?»; решать и составлять задачи на встречное
движение двух тел;
чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые, на заданном
расстоянии;
чертить высоту в треугольнике;
выделять, пересчитывать элементы куба и бруса.

ПРИМЕЧАНИЯ
В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих
значительные трудности в усвоении математических знаний, может быть
исключено следующее:
 нумерация чисел в пределах 1000000; получении десятков,
сотен, тысяч; сложение и вычитание круглых чисел; получение
пятизначных, шестизначных чисел из разрядных слагаемых,
разложение на разрядные слагаемые (все задания на нумерацию
должны быть ограничены числами в пределах 10000);
 черчение нумерационной таблицы с включением разрядов
десятков и сотен тысяч;
 округление чисел до десятков, сотен тысяч;
 обозначение римскими цифрами чисел XIII-XX (достаточно
знакомства с числами I – XII);
 деление с остатком письменно;
 преобразование обыкновенных дробей
 сложение и вычитание обыкновенных дробей (и смешанных
чисел), со знаменателями более чисел первого десятка
11

(достаточно, если в знаменателе будут числа 2-10), с
получением суммы или разности, требующих выполнения
преобразований;
 простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время;
 задачи на встречное движение двух тел;
 высота треугольника, прямоугольника, квадрата;
 свойства элементов куба, бруса.
Данная группа учащихся получат возможность овладеть:
 преобразованиями небольших чисел, полученных при
измерении стоимости, длины, массы;
 сравнением смешанных чисел;
 решением простых арифметических задач на нахождение
неизвестного слагаемого;
 приемами построения треугольников по трем сторонам с
помощью циркуля и линейки, классификацией
треугольников по видам углов и длинам сторон;
 вычислением периметра многоугольника.
СИСТЕМА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР
Знание и умение обучающихся оцениваются по результатам
индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных
работ.
Письменная проверка знаний и умений обучающихся
При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных
контрольных работ, при этом учитывается самостоятельность обучающегося,
особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо
однородными (только задачи, только примеры, только построение
геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными - это зависит от цели
работы, класса и объёма проверяемого материала.
Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение
обучающимся требовалось 45 минут, причём за указанное время обучающиеся
могли бы не только выполнить работу, но и проверить её.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены; 1-3
простые задачи, или 1 - 3 простые задачи и составная или 2 составные задачи,
примеры в одно и несколько арифметических действий, математический
диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные,
12

измерительные задачи или другие геометрические задания. При оценке
письменных работ обучающихся грубыми ошибками считаются: неверное
выполнение вычислений вследствие неточного применения правил и
неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий,
выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение
посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно
выполнить измерение и построение геометрических фигур. Негрубыми
ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывании числовых
данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в
формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположение записей,
чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые
широко используются на уроках математики (название компонентов и
результатов, действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2 - 3негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная
или решена одна из двух составных задач, хотя и с грубыми ошибками, %
правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их
решить и выполнено менее половины других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых
не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1 – 2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1 - 2 грубые ошибки или 3-4
негрубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим
содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов,
площадей, объёмов и т. д., задач на измерение и построение и др.):
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1 - 2 негрубые ошибки при решении
задач на вычисление, или измерения, а построение выполнено недостаточно
точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух - трёх данных задач на
вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если
построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении
чертежей на листе бумаги, а так же при обозначении геометрических фигур
буквами.
Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен
13

неверный результат при измерении или нарушена последовательность
построения геометрических фигур.
Оценка устных ответов:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
а) даёт правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы,
может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями,
знает и умеет применять правила умеет самостоятельно оперировать
изученными математическими представлениями;
б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно
решить задачу, объяснить ход решения;
в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
г) правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур по отношению друг к другу на плоскости их пространстве;
д) правильно выполнять работы по измерению и черчению с помощью
измерительного
и
чертёжного
инструмента,
умеет
объяснить
последовательность работы.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном
соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но;
а) при ответе воспитанник допускает отдельные неточности, оговорки,
нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных
промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре
на образцы реальных предметов;
в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя,
помогающих анализу предложенной задачи уточнению вопросов задачи,
объяснению выбора действий;
г)
с незначительной помощью учителя правильно узнаёт и называет
геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в
пространстве, по отношению друг к другу;
д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной
точностью. Все недочёты в работе обучающийся легко исправляет при
незначительной
помощи
учителя,
сосредоточивающегося
внимание
воспитанника на существенных особенностях задания, приёмах его
выполнения, способах объяснения. Если воспитанник в ходе ответа замечает и
самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему ставится оценка «5».
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
а)
при незначительной помощи учителя и обучающихся класса даёт
правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их
применять;
б) производит вычисления с опорой на различные виды счётного
материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
в)
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под
руководством учителя;
г) узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение
фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или
14

обучающихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в
учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного
обсуждения последовательности работы, демонстрации приёмов её
выполнения.
Оценка «2» ставится обучающегося, если он обнаруживает, название
большей части программного материала не может воспользоваться помощью
учителя, других обучающихся.

15

4.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Название раздела

1
2
3

Повторение (за 5 класс)
Нумерация в пределах 1000000
Устное и письменное сложение и
вычитание в пределах 10000
Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении двумя
единицами стоимости, длины, массы,
времени
Обыкновенные дроби
Геометрический материал. Взаимное
положение прямых на плоскости.
Высота
Сложение
и
вычитание
обыкновенных
дробей
с
одинаковыми знаменателями
Сложение и вычитание смешанных
чисел
Скорость, время, расстояние
Умножение многозначных чисел на
однозначное число и круглые десятки
Деление многозначных чисел на
однозначное число и круглые десятки
Геометрический материал. Взаимное
положение прямых в пространстве.
Геометрические тела. Масштаб.
Повторение
Итого:

4

5
6

7

8
9
10
11
12

13

Общее
количество
часов

16
9
15

Кол-во
часов на
контрольные
работы
1
1
1

10

1

11
5

1
-

10

1

9

1

6
8

1
1

12

1

8

-

17
136

1
11

16

17

5.
№

Тема урока

1/1

Нумерация чисел в
пределах 1 000

2/2

Сложение и вычитание с
переходом через разряд в
пределах 1000
Умножение и деление
круглых десятков сотен
на однозначное число
Умножение и деление
полных двузначных и
трёхзначных чисел на
однозначное число без
перехода через разряд
Умножение и деление с
переходом через разряд в
пределах 1000

3/3

4/4

5/5

6/6

7/7

Виды линий: прямая,
ломаная, кривая, луч,
отрезок
Виды треугольников по
длине сторон

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Повторение

Оборудование

Тема I: Повторение (16 ч.)
Счет 10, 2, 5, 100.
Табл. разрядов,
Разряды, классы
счеты

Тип и форма
контроля
Фронтальная работа:
счет равными
числовыми группами
состав числа.
Тест Состав числа

Домашнее
задание

Дата

Стр.5стр.9

I/09

Стр.11стр.15

II/09

Состав числа

Табл. разрядов,
счеты

Компоненты умножения, деления

Алгоритм
умножения,
деления
Алгоритм
умножения,
деления

Индивидуальная
работа: решение
примеров
Фронтальная работа:
составление задачи
по краткой записи.

Стр.16стр.17

II/09

Стр.18стр.20

II/09

Алгоритм
умножения,
деления

Фронтальная
работа:
составление
задачи по краткой
записи.

Стр.21стр.26

II/09

Практическая работа.
Построение ломаных
линий.
Практическая работа.
Построение
треугольника по трём

Стр.27стр.28

III/09

Стр.27стр.28

III/09

Компоненты умножения, деления

Компоненты умножения, деления

Геометрический материал
Приёмы построения и измерения
Табл. Виды линий.
отрезков. Горизонтальные,
Линейки
вертикальные, наклонные линии.
Элементы треугольника. Виды
Табл. Виды
треугольников. Построение
треугольников.
треугольника по трём сторонам.
Линейки, чертёжные

8/8

Виды треугольников по
величине угла

9/9

Построение
треугольников

10/10

11/11

(п/р)

Построение
геометрических фигур :
квадрата, прямоугольника
по заданным размерам
(п/р)
Нахождение периметра
треугольника:
треугольника, квадрата,
прямоугольника

Элементы треугольника. Виды
треугольников. Построение
треугольника углу и двум
сторонам
Элементы треугольника. Виды
треугольников. Построение
треугольника
Элементы прямоугольника.
Свойства прямоугольника и
квадрата.

угольники.
Табл. Виды
треугольников.
Чертёжные
инструменты
Табл. Виды
треугольников.
Чертёжные
инструменты
Табл. Виды
четырёхугольников
Чертёжные
инструменты

Правила нахождения периметра
различных геометрических фигур

Модели
треугольников,
прямоугольников и
квадратов.

Модели
треугольников,
прямоугольников и
квадратов.
Модели
треугольников,
прямоугольников и
квадратов.
Чертёжные
инструменты

12/12

Нахождение периметра
квадрата

Правила нахождения периметра
различных геометрических фигур

13/13

Нахождение периметра
прямоугольника (п/р)

Правила нахождения периметра
различных геометрических фигур

14/14

Окружность, Круг. Линии
в круге

Понятия окружности, круга,
центра окружности/круга, радиус,
хорда, диаметр

сторонам.
Практическая работа.
Построение
треугольника углу и
двум сторонам
Выполнение
практической
работы

Стр.27стр.28

III/09

Стр.27стр.28

III/09

Выполнение
практической
работы

Стр.27стр.28

IV/09

Индивидуальная
работа:
нахождение
периметра
различных
геометрических
фигур
Индивидуальная
работа

Стр.27стр.28

IV/09

Стр.27стр.28

IV/09

Выполнение
практической
работы

Стр.27стр.28

IV/09

Индивидуальная
работа

Стр.27стр.28

V/09

19

15/15

Контрольная работа по
теме «Повторение»

16/16

Работа над ошибками

17/1

Образование, чтение и
запись чисел в пределах
1 000 000

18/2

Получение единиц,
круглых десятков, сотен
тысяч в пределах
1 000 000. Изображение на
счётах и калькуляторе.
Таблица классов и
разрядов. Разложение
чисел на разрядные
единицы.
Разложение чисел на
разрядные слагаемые,
получение чисел из
разрядных слагаемых
Округление чисел до
заданного разряда

19/3

20/4

21/5

Дидактический
материал

Выполнение
контрольной
работы
Карточки для
Индивидуальная
индивидуальной
работа по
работы
карточкам
Тема II: Нумерация чисел в пределах 1 000 000 (9 ч.)
Таблица разрядов, состав числа
Таблица разрядов,
Индивидуальная
счеты
работа: запись
чисел под
диктовку
Чтение и запись чисел в приделах
Таблица разрядов,
Индивидуальная
1000
счеты,
работа: запись
калькулятор
чисел под
диктовку

V/09

V/09

Стр.29стр.30

V/09

Стр.31стр.33

II/10

Работа с таблицей классов и разрядов

Таблица разрядов,
счеты,
калькулятор

Фронтальная работа:
разряды, классы,
место в таблице

Стр.34стр.39

II/10

Работа с таблицей классов и разрядов

Таблица разрядов,
счеты,
калькулятор

Индивидуальная
работа: запись
чисел под
диктовку
Индивидуальная
работа:
составление чисел
из разрядных
единиц,
разложение на
разрядные
слагаемые

Стр.34стр.39

II/10

Стр.40стр.41

II/10

Счет равными числовыми
группами

20

22/6

Простые и составные
числа

23/7

Обозначение римскими
цифрами чисел ХIII- ХХ

24/8

Контрольная работа по
теме «Нумерация в
пределах 1 000 000»
Работа над ошибками

25/9

26/1

Устное сложение и
вычитание в пределах 10
000

27/2

Сложение чисел с
переходом через разряд
единиц

28/3

Сложение чисел с
переходом через разряд
единиц и десятков

Состав числа.

Таблица простых
чисел

Фронтальная работа
простые задачи на
нахождение целого и
остатка.
Чтение и запись чисел
Таблица Римская
Индивидуальная
нумерация
работа: округление
чисел до заданного
разряда, простая
арифметическая
задача.
Дидактический
Выполнение
материал
контрольной
работы
Карточки для
Индивидуальная
индивидуальной
работа по
работы
карточкам
Тема III: Сложение и вычитание в пределах 10 000 (15 ч.)
Счет группами
Математический
диктант: запись
чисел под
диктовку в
пределах 1000000
Составление чисел по разрядным
Таблица
Фронтальная
слагаемым
Сложение
работа: решение
многозначных
составной
чисел
арифметической
задачи в 2
действия
Состав числа, разрядные
Таблица
Индивидуальная
слагаемые
Сложение
работа
многозначных
чисел

Стр.9стр.10

III/10

Стр.45стр.47

III/10

III/10

III/10

Стр.49стр.50

IV/10

Стр.51стр.52

IV/10

Стр.53стр.54

IV/10

21

29/4

Сложение чисел с
переходом через разряд
сотен

30/5

Самостоятельная работа
« Сложение чисел с
переходом через разряд»
Вычитание с переходом
через разряд единиц

31/6

Округление

Компоненты
сложения,
переместительный
закон сложения
Дидактический
материал

Вычитание и сложение чисел в
пределах 100, запись чисел
римскими цифрами

Таблица
Вычитание
многозначных
чисел

32/7

Вычитание с переходом
через два разряда

Сложение в пределах 10000

Таблица
Вычитание
многозначных
чисел

33/8

Вычитание с переходом
через три разряда

Разрядные слагаемые

34/9

Вычитание из круглых
тысяч единиц

Составление задач по схеме

Таблица
Вычитание
многозначных
чисел
Таблица
Вычитание
многозначных
чисел

35/10

Вычитание вида (6101 5 108; 4 010 – 697)

Составление задач по схеме

Таблица
Вычитание
многозначных
чисел

Индивидуальная
работа
Выполнение
самостоятельной
работы
Фронтальная
работа:
письменное
сложение и
вычитание чисел в
пределах 10000
Фронтальная
работа:
письменное
вычитание с
переходом через
разряд
Индивидуальная
работа: сложение
и вычитание чисел
Фронтальная
работа: решение
задач на
разностное
сравнение
Контроль
формирования
практических
умений и навыков

Стр.55стр.56

IV/10

V/10
Стр.57стр.58

Стр.58стр.59

V/10

V/10

Стр.60 –
стр. 63

V/10

Стр.60 –
стр. 63

II/11

Стр.60 –
стр. 63

II/11

22

36/11

Проверка действия
вычитания

37/12

Нахождение неизвестных
компонентов

38/13

Решение задач на
уменьшение и увеличение
на несколько единиц

39/14

Контрольная работа по
теме «Сложение и
вычитание в пределах
10000»
Работа над ошибками

40/15

Компоненты действий сложения и
вычитания

Таблица
Компоненты
вычитания

Устное сложение и вычитание в
пределах 100

Таблица
Компоненты
сложения
Таблица
Компоненты
вычитания

Составление задач по краткой записи

Таблица
Сложение и
вычитание
многозначных
чисел

Дидактический
материал

Фронтальная
работа:
составление и
решение задач по
таблице
(нахождение
неизвестного)
Фронтальная
работа:
составление и
решение задач по
таблице
(нахождение
неизвестного)
Фронтальная
работа: решение
арифметических
задач на
нахождение
целого и остатка,
самостоятельно
составлять
краткую запись
задачи
Выполнение
контрольной
работы

Стр.63стр.65

II/11

Стр.63стр.65

II/11

Стр.63стр.65

III/11

Карточки для
Индивидуальная
индивидуальной
работа по
работы
карточкам
Тема IV: Действия с числами, полученными при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, времени. (10 ч.)

III/11

III/11

23

41/1

Меры длины, массы,
стоимости их
соотношение

Меры длины, массы, стоимости

Таблицы мер
длины, массы,
стоимости

42/2

Устное сложение и
вычитание чисел,
полученных при
измерении
Сложение именованных
чисел вида 12р. 21к. + 8р.
79к.; 25р. 37к. + 6р . 78к.

Сложение и вычитание чисел в
пределах 10000

Таблицы мер
длины, массы,
стоимости

Решение простых задач

Алгоритм
сложения чисел,
полученных при
измерении двумя
мерами массы,
стоимости.
Алгоритм
вычитания чисел,
полученных при
измерении двумя
мерами массы,
стоимости.

43/3

44/4

Вычитание именованных
чисел вида 7м – 4м 12 см

Вычитание в пределах 100000.
Метр
сантиметр
длина

Таблица мер длины,
алгоритм вычитания
чисел, полученных
при измерении
двумя мерами длины

45/5

Вычитание именованных
чисел 12ц 21 кг – 8ц 79кг

Преобразование чисел, полученных
при измерении. Грамм, килограмм,

Таблица мер;
алгоритм действия с

Индивидуальная
работа: сложение
и вычитание
целых чисел в
пределах 10000
Математический
диктант:
метрическая
система мер
Индивидуальная
работа: сложение
чисел, полученных
при измерении
двумя мерами
массы, стоимости,
длины.
Фронтальная
работа: решение
простой задачи,
составление
вопроса к задаче,
приводящего к
смене действия
Индивидуальная
работа: сложение
и вычитание
чисел, полученных
при измерении
двумя мерами
длины.
Фронтальная работа:
составление простых

Стр.67стр.68

III/12

Стр.67стр.68

IV/11

Стр.69

IV/11

Стр.71стр.73

I/12

Стр.71стр.73

I/12
24

Центнер, тонна

46/6

47/7

Самостоятельная работа
по теме «Сложение и
вычитание чисел,
полученных при
измерении длины, массы,
стоимости»
Единицы измерения
Преобразование
величин,
времени и их соотношение полученных при измерении времени.
Час, минута, секунда, год, век,
столетие

48/8

Сложение и вычитание
чисел, полученных при
измерении времени

49/9

50/10

Контрольная работа по
теме «Действия с
числами, полученными
при измерении длины,
массы, стоимости,
времени»
Работа над ошибками

51/1

Чтение, запись,

Сложение и вычитание
многозначных чисел.
Час, минута, секунда, год, век,
столетие

числами,
полученными при
измерении.

задач
по условию,
составление задач по
краткой записи.

Дидактический
материал

Выполнение
самостоятельной
работы

Табл. Сложение
чисел, полученных
при измерение
времени.
Табл. Сложение
чисел,
полученных при
измерение
времени.
Дидактический
материал

Карточки для
индивидуальной
работы
Тема V: Обыкновенные дроби (11 ч.)
Табл. умножения
Таблица

Фронтальная работа:
решение задач на
определение
продолжительности
события.
Математический
диктант: метрическая
система мер (меры
времени).

II/12

Стр.75стр.76

II/12

Стр.75стр.76

II/12

Выполнение
контрольной
работы

II/12

Индивидуальная
работа по
карточкам

III/12

Устная работа:

Стр. 78-

III/12
25

правильные и
неправильные
обыкновенные дроби

52/2

Образование смешанных
чисел

Числитель знаменатель дроби.
Деление с остатком

53/3

Сравнение дробей (с
одинаковыми
числителями; с
одинаковыми
знаменателями)
Сравнение смешанных
чисел

Числитель и знаменатель дроби.

54/4

55/5

Основное свойство
обыкновенной дроби

56/6

Преобразование
обыкновенных дробей.
Самостоятельная
работа.
Нахождение части от
числа

57/7

Чтение и запись обыкновенных
дробей. Числитель и знаменатель
дроби.
Сравнение дробей.

Числитель, знаменатель, чтение
дробей. Компоненты умножения и
деления
Числитель и знаменатель, их
значение. Основное свойство
дроби

обыкновенных
дробей
Карточки
Правильные и
неправильные
дроби
Пособие «Дроби».

Пособие «Дроби».

Правило
сравнения дробей
Алгоритм замены
дробей.
Пособие «Дроби»
Дидактический
материал
Алгоритм нахождения
части от числа.

чтение
обыкновенных
дробей. Работа по
карточкам

стр.80

Математический
диктант: запись
обыкновенных
дробей под
диктовку
Математический
диктант: запись
обыкновенных
дробей под диктовку.

Стр. 81 –
стр. 82

III/12

Стр.83 –
стр.84

III/12

Индивидуальная
работа: сравнение
обыкновенных дробей
и смешанных чисел.
Фронтальная
работа: выведение
основного
свойства дроби.
Выполнение
самостоятельной
работы

Стр.83 –
стр.84

IV/12

Стр.85стр.87

IV/12

Стр.88стр.90

IV/12

Фронтальная работа:
отработка алгоритма
нахождения части от
числа.

Стр.91стр.92

IV/12

26

58/8

Нахождение нескольких
частей от числа

Нахождения части от числа.

59/9

Решение задач на
нахождение части от
числа

Нахождения части от числа.

60/10

Контрольная работа по
теме «Обыкновенные
дроби»
Работа над ошибками

61/11

62/1

63/2

64/3

Правило нахождение
нескольких частей от
числа.
Правило нахождение
нескольких частей от
числа.
Дидактический
материал

Индивидуальная
работа: нахождение
части от числа.
Индивидуальная
работа: нахождение
нескольких частей от
числа.
Выполнение
контрольной
работы
Индивидуальная
работа

Карточки для
индивидуальной
работы
Тема VI: Геометрический материал. Взаимное положение прямых на плоскости. Высота (5 ч.)
Взаимное положение
Прямая линия
Таблица Виды
Практическая
прямых на плоскости.
линий
работа.
Пересекающиеся прямые,
Построение
перпендикулярные
пересекающихся и
прямы (п/р)
непересекающихся
линий.
Высота треугольника
Элементы треугольника. Виды
Табл. Виды
Построение высоты
(остроугольного,
треугольников. Построение
треугольников.
треугольников.
прямоугольного,
треугольника по трём сторонам.
Чертёжный
Построение
тупоугольного)
угольник. Линейка. треугольника по трём
Циркули.
сторонам.
Высота прямоугольника, Элементы прямоугольника. Свойства
Модели
Самостоятельная
квадрата.
прямоугольника и квадрата.
прямоугольников и
работа: построение
квадратов.
квадрата,
прямоугольника на
нелинованной
бумаге, построение
высоты

Стр.92 –
стр.95

V/12

Стр.92 –
стр.95

V/12

III/01

III/01

Стр.97 –
стр.99

III/01

Стр.99 –
стр. 100

III/01

Стр.99 –
стр. 100

IV/01

27

65/4

Параллельные прямые. Их
обозначение. Нахождение
их на чертежах.

66/5

Построение параллельных
прямых через
определённое расстояние
друг от друга (п/р)

67/1

68/2

69/3

70/4

Прямая. Пересекающиеся и
непересекающиеся прямые

треугольника.
Индивидуальная
работа: построение
перпендикулярных
прямых.

Стр.101стр.102

IV/01

Алгоритмы
Выполнение
Стр.102 –
построения
практической
стр.104
параллельных
и
работы
перпендикулярных
прямых.
Линейки,
чертёжные
угольники.
Тема VII: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (10 ч.)
Сложение дробей с
Компоненты сложения. Правильные
Алгоритм
Математический
Стр.104одинаковыми
и неправильные дроби.
сложения дробей
диктант: запись
стр.105
знаменателями
дробей и смешанных
чисел.
Сложение дробей с
Преобразование дробей
Алгоритм сложения
Индивидуальная
Стр.104одинаковыми
дробей,
работа: сложение
стр.105
знаменателями и
преобразования
дробей с
преобразованием ответа
дробей
одинаковыми
знаменателями без
преобразования
ответа.
Вычитание дробей с
Сложение обыкновенных дробей с
Алгоритм вычитания Фронтальная работа: Стр.106 –
одинаковыми
одинаковыми знаменателями.
дробей.
решение задачи на
стр.108
знаменателями
вычисление разности.
Вычитание дроби из
Замена крупных долей более
Алгоритм вычитание Фронтальная работа: Стр.109 –
единицы
мелкими.
дроби из 1.
задача на нахождение
стр.112

IV/01

Перпендикулярные, параллельные
линии. Построение треугольников,
прямоугольников. Высота
треугольников, прямоугольников.

Алгоритм
построения
параллельных
прямых.
Линейки, чертёжные
угольники.

IV/01

V/01

V/01

V/01
28

71/5

Решение примеров в два
арифметических действия

Преобразование дробей. Порядок
действий

72/6

Решение примеров в три
арифметических действия

Преобразование дробей. Порядок
действий

73/7

Вычитание дроби из
целого числа

Преобразование дробей. Целое число

74/8

Решение примеров на
порядок действий

Преобразование дробей. Порядок
действий

75/9

Контрольная работа по
теме «Сложение и
вычитание дробей с
одинаковыми
знаменателями»
Работа над ошибками

76/10

77/1

Сложение и вычитание
смешанных чисел

Алгоритм
сложения и
вычитания дробей
Алгоритм
сложения и
вычитания дробей
Алгоритм
сложения и
вычитания дробей
Алгоритм
сложения и
вычитания
дробей. Порядок
действий
Дидактический
материал

нескольких частей от
числа.
Фронтальная
работа: решение
примеров
Индивидуальная
работа по
карточкам
Индивидуальная
работа: вычитание
дроби из единицы.
Фронтальная работа:
подготовка к
контрольной работе.

Стр.109 –
стр.112

V/01

Стр.109 –
стр.112

VI/01

Стр.109 –
стр.112

VI/01

Стр.109 –
стр.112

I/02

Выполнение
контрольной
работы

Карточки для
Индивидуальная
индивидуальной
работа
работы
Тема VIII: Сложение и вычитание смешанных чисел (9 ч.)
Сложение и вычитание
Алгоритм сложения
Индивидуальная
обыкновенных дробей с
и вычитания дробей.
работа: сложение и
одинаковыми знаменателями.
вычитание
Целая часть, дробная часть
обыкновенных
дробей с
одинаковыми
знаменателями.

I/02

II/02

Стр.113стр.117

II/02

29

78/2

Сложение и вычитание
смешанных чисел с
преобразованием ответа

Сложение и вычитание
обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями.
Преобразование дробей

Алгоритм сложения
и вычитания дробей.
Алгоритм
преобразования
дробей
Алгоритм
вычитания
смешанных чисел.
Алгоритм сложения
и вычитания
смешанных чисел.
Алгоритм
вычитания
смешанных чисел.

79/3

Вычитание из целого
числа смешанного

Вычитание смешанных чисел.
Преобразование дробей

80/4

Сложение и вычитание
смешанного числа и дроби

Решение арифметических задач с
формулировкой вопроса.

81/5

Вычитание из смешанного
числа смешанного с
преобразованием ответа

Составление задач по краткой
записи

82/6

Решение примеров на
порядок действий

Вычитание смешанных чисел.
Преобразование дробей. Порядок
действий

Алгоритм
сложения и
вычитания
смешанных чисел.

83/7

Решение задач на
нахождение остатка

Решение арифметических задач с
формулировкой вопроса.

84/8

Контрольная работа по
теме «Сложение и
вычитание смешанных
чисел»

Алгоритм сложения
и вычитания
смешанных чисел.
Алгоритм
преобразования
дробей
Дидактический
материал

Индивидуальная
работа: сложение и
вычитание из
смешанного числа
(простые случаи).
Индивидуальная
работа по
карточкам
Фронтальная работа:
составление задач по
краткой записи.
Фронтальная
работа: вычитание
смешанных чисел
из смешанных
чисел (все случаи).
Фронтальная работа:
сложение и
вычитание
смешанных чисел из
смешанных чисел
(все случаи).
Фронтальная работа:
подготовка к
контрольной работе

Выполнение
контрольной
работы

Стр.118 –
стр.119

II/02

Стр.120стр.121

II/02

Стр.122стр.124

III/02

Стр.125стр.126

III/02

Стр.125стр.126

III/02

Стр.125стр.126

III/02

IV/02

30

85/9

Работа над ошибками

86/1

Решение простых
текстовых задач на
нахождение расстояния

87/2

Решение простых
текстовых задач на
нахождение скорости

88/3

89/4

90/5

91/6

92/1

Карточки для
индивидуальной
работы
Тема IX: Скорость, время, расстояние (6 ч.)
Все действия в пределах 10000.
Табл. Задачи на
Скорость, путь, время
нахождение
расстояния;
формула: S = Vх t
Умножение целых чисел в пределах
Табл. Задачи на
10000.
нахождение
скорости;
формула: V= S : t.

Индивидуальная
работа над
ошибками

IV/02

Фронтальная работа:
решение простых
задач на движение.

Стр.128стр.131

IV/02

Фронтальная работа:
решение задач на
вычисление скорости,
составление задач по
таблице.
Решение простых
Перевод крупных единиц измерения
Табл. Задачи на
Фронтальная работа:
текстовых задач на
в более мелкие.
нахождение
решение задач на
нахождение времени
времени;
вычисление времени,
движения
формула: t= S : V.
составление задач по
таблице.
Решение составных задач
Умножение и деление целых чисел.
Табл. Движение
Фронтальная
на встречное движение
работа: решение
задач на встречное
движение.
Дидактический
Выполнение
Контрольная работа по
материал
контрольной
теме «Задачи на
работы
движение»
Работа над ошибками
Карточки для
Индивидуальная
индивидуальной
работа над
работы
ошибками
Тема X: Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки (8 ч.)
Умножение
Табличное умножение. Компоненты Таблица. Умножение
Индивидуальная
многозначного числа на
умножения
на однозначное
работа: табличное
однозначное число
число.
умножение.

Стр.132стр.133

V/02

Стр.133стр.134

V/02

Стр.135стр.139

I/03

I/03

I/03

Стр. 141стр.143

II/03

31

93/2

Решение примеров в три
арифметических действия

94/3

Решение задач на
нахождение суммы двух
произведений

95/4

Решение примеров в два
арифметических действия

96/5

Умножение на круглые
десятки

Умножение на 10, 100, 1000.

97/6

Решение задач на
увеличение в несколько
раз
Контрольная работа по
теме «Умножение
многозначных чисел на
однозначное число и
круглые десятки»
Работа над ошибками

Приемы устного сложения и
умножения.

98/7

99/8

100/1

Приемы устного
умножения многозначных чисел.

Калькуляторы

Простые задачи

Алгоритм решения
задачи.

Приемы устного сложения и
умножения многозначных чисел.
Порядок действий

Порядок действий.
Алгоритм сложения,
умножения
многозначных чисел
Алгоритм
умножения
Таблица.
Увеличить на,
увеличить в.
Дидактический
материал

Индивидуальная
работа с
калькулятором
Фронтальная работа:
решение задач по
теме, составление
задачи.
Индивидуальная
работа по карточкам

Стр.143стр.144

II/03

Стр.144стр.145

II/03

Стр.145стр.147

III/03

Фронтальная работа:
умножение на
круглые десятки.
Фронтальная работа:
решение задач на
кратное сравнение.
Выполнение
контрольной
работы

Стр.148 –
стр.150

III/03

Стр. 150 –
стр. 153

III/03

Выполнение
индивидуальной
работы над
ошибками
Тема XI: Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки (12 ч.)
Деление многозначных
Табличное деление. Компоненты
Алгоритм деления.
Индивидуальная
чисел на однозначное
деления
работа:
число. Определение
математический
количества единиц в
диктант (табличное
частном.
деление).

III/03

Карточки для
индивидуальной
работы

IV/03

Стр.154 –
стр.156

IV/03

32

101/2

Проверка действия
деления умножением

102/3

Деление многозначных
чисел на однозначное
число, когда в частном на
месте десятков, сотен
получается ноль.
Деление многозначных
чисел на однозначное
число, когда в частном на
1 цифру меньше, чем в
делимом
Решение задач на
нахождение нескольких
частей от числа

103/4

104/5

105/6

106/7

Решение задач на
уменьшение в несколько
раз
Решение примеров в два
арифметических действия

107/8

Деление на круглые
десятки. Проверка
умножением.

108/9

Решение задач на прямую
пропорциональную
зависимость
Деление с остатком

109/10

Единицы массы и соотношения
между ними.

Алгоритм деления
и умножения

Единицы стоимости и соотношения
между ними. Рубль, копейка

Алгоритм деления

Табличное деление. Компоненты
деления

Алгоритм деления

Алгоритм
нахождения части от
числа

Сложение и вычитание
многозначных чисел.
Понятие дроби, числителя,
знаменателя
Кратное сравнение чисел
Сложение и вычитание
многозначных чисел. Порядок
действий
Умножение на 10, 100, 1000.
Компоненты деления, умножения

Алгоритм решения
задач
Порядок действий
Алгоритм деления на
10, 100, 1000.

Разностное и кратное сравнение
чисел

Алгоритм деления
и умножения

Письменное умножение чисел на

Алгоритм деления

Индивидуальная
работа: деление на
однозначное число
(простые случаи).
Самостоятельная
работа (деление).

Стр.157стр.158

IV/03

Стр.159 –
стр. 161

IV/03

Фронтальная работа:
решение примеров на
различные случаи
деления

Стр.162стр.164

I/04

Фронтальная работа:
решение задачи на
нахождение части от
числа.
Фронтальная работа:
составить задачу по
краткой записи.
Фронтальная работа:
порядок действий в
примерах без скобок.
Фронтальная работа:
деление на круглые
десятки.

Стр.162стр.164

I/04

Стр.165стр.167

II/04

Стр. 168стр.169

II/04

Стр.170

II/04

Стр.169стр.170

II/04

Стр.171 –

III/04

Фронтальная работа:
подготовка к
контрольной работе.
Самостоятельная

33

однозначное число. Деление на
однозначное число.
110/11

111/12

112/1

113/2

114/3

115/4

116/5

Контрольная работа по
теме «Деление
многозначных чисел на
однозначное число и
круглые десятки»
Работа над ошибками

Дидактический
материал

работа: деление на
круглые десятки
Выполнение
контрольной
работы

стр.172
III/04

Карточки для
Индивидуальная
III/04
индивидуальной
работа над
работы
ошибками
Тема XII: Геометрический материал. Взаимное положение прямых в пространстве. Геометрические тела. Масштаб (8 ч.)
Взаимное положение
Прямая линия. Взаимное положение
Таблица Виды
Построение линий,
Стр.173 –
III/04
прямых в пространстве:
прямых на плоскости.
линий
различно
стр.174
вертикальное,
Линейки
расположенных на
горизонтальное,
плоскости.
наклонное.
Уровень, отвес.
Перпендикулярные прямые
Приборы: уровень,
Индивидуальная
Стр.174 –
IV/04
Определение
отвес.
работа: Построение
стр.175
горизонтального и
перпендикулярных
вертикального положения.
прямых.
Построение параллельных
Взаимное положение прямых на
Таблица Виды
Практическая
Стр.173IV/04
горизонтальных прямых,
плоскости.
линий
работа
стр.175
вертикальных и
Перпендикулярные, параллельные
Линейки,
наклонных (п/р)
прямые
угольники
Геометрические тела: куб,
Квадрат, прямоугольник.
Таблица.
Построение
Стр. 176
IV/04
шар, брус
Параллелепипеды.
квадрата,
Модели куба, шара,
прямоугольника
параллелепипеда
Куб. Элементы куба.
Свойства квадрата
Таблица.
Практическая
Стр.177
IV/04
Лепка из пластилина.
Параллелепипеды.
работа: лепка куба
Модель куба,
из пластилина
пластилин
34

117/6

Брус. Элементы бруса.
Лепка из пластилина. (п/р)

118/7

Масштаб ( М1:2, М 1
:100, М 1 : 10) (п/р)

119/8

Масштаб 1: 1000, 1: 10 000

120/1

Письменное сложение,
вычитание в пределах
10 000 с переходом через
разряд

121/2

Сложение и вычитание
чисел, полученных при
измерении двумя
единицами длины, массы,
стоимости
Письменное умножение и
деление в пределах 10 000

122/3

Свойства прямоугольника
Соотношение единиц измерения
длины.

Треугольник, прямоугольник,
квадрат

Модель бруса,
пластилин
Топографические
карты,
географические
карты, план
местности.
Чертёжные
инструменты

Тема XIII: Повторение (17 ч.)
Состав числа. Слагаемое, сумма,
Алгоритмы
разность
сложения и
вычитания.

Соотношение мер длины, времени,
стоимости, массы.

Разложение на разрядные
слагаемые

Таблица мер

Алгоритм
умножения.
Алгоритм деления

Практическая работа:
лепка бруса из
пластилина
Построение
отрезков в
масштабе 1:2; 1:10

Стр.178

I/05

Стр.179стр.181

I/05

Построение
геометрических
фигур в масштабе
1:2; 1:10

Стр.179стр.181

I/05

Индивидуальная
работа:
письменное
сложение и
вычитание
многозначных
чисел.
Фронтальная
работа: решение
задач

Стр.184стр.192

I/05

Стр.185стр.192

II/05

Фронтальная
работа: решение
задач.
Составление задач
по данному
условию

Стр.193стр. 198

II/05

35

123/4

Решение задач
нахождение дроби от
числа

124/5

Сложение и вычитание
дробей и смешанных
чисел с одинаковыми
знаменателями

125/6

Решение задач на
движение

126/7

Нахождение неизвестного
слагаемого и вычитаемого

127/8

Треугольники, их виды,
высота треугольника.

Дробь, числитель дроби,
знаменатель дроби

Перевод неправильной дроби в
правильную. Запись неправильной
дроби в виде смешанного числа

Скорость, путь, время

Алгоритм
нахождения дроби
от числа

Фронтальная
работа: решение
практических
задач.

Стр.210 –
стр.212

II/05

Алгоритм сложения
и вычитания дробей.
Алгоритм сложения
и вычитания
смешанных чисел.

Математический
диктант: запись
целых чисел,
смешанных чисел и
обыкновенных
дробей.
Фронтальная
работа: решение
различных задач
на движение

Стр.213стр.214

II/05

Стр. 221 –
стр.223

III/05

Стр. 220

III/05

Стр. 233 –
стр.235,
стр.237

III/05

Таблица Формулы
скорости, пути и
времени
Алгоритм
решения задач на
движение
Названия компонентов
Алгоритмы
арифметических действий.
нахождения
неизвестных
компонентов
арифметических
действий.
Геометрический материал. Повторение
Треугольник. Виды
Таблица Виды
треугольников. Высота
треугольников.
треугольника
Линейка

Контрольный устный
счет.

Индивидуальная
работа:
построение
высоты в
треугольниках
разных видов

36

128/9

Построение треугольника
п/р

Треугольник. Виды
треугольников. Высота
треугольника

Таблица Виды
треугольников.
Линейка,
угольники

Практическая
работа:
построение
различных
треугольников с
помощью
чертёжных
инструментов

Стр. 233 –
стр.235

III/05

129/10

Горизонтальные,
вертикальные, наклонные
прямые

Прямая

Таблица. Виды
линий. Линейка

Стр. 235 –
стр.237

IV/05

130/11

Построение
горизонтальных,
вертикальных, наклонных
параллельных прямых на
заданном расстоянии.
Перпендикулярные
прямые п/р

Перпендикуляр. Равные отрезки.

Индивидуальная
работа:
изображение
различных видов
линий
Построение
параллельных
прямых

Стр. 235 –
стр.236

IV/05

Построение
перпендикулярных
прямых

Стр. 235 –
стр.236

IV/05

Масштаб (определение по
физической карте
расстояния между
городами) п/р
Геометрические фигуры.

Уменьшение и увеличение отрезков в
несколько раз.

Стр.237

IV/05

Стр.236стр.237

V/05

131/12

132/13

133/14

Перпендикуляр. Равные отрезки.

Прямоугольник, квадрат,
окружность, круг. Свойства

Таблица.
Расположение
прямых на
плоскости. Линейка,
угольники
Таблица.
Расположение
прямых на
плоскости.
Линейка,
угольники
План местности

Таблица
Геометрические

Практическая работа:
Изображение
прямоугольника в
масштабе 1:2, 2:1.
Индивидуальная
работа:

37

квадрата, прямоугольника

Квадрат. Элементы квадрата и
куба.
Прямоугольник. Элементы. Рёбра,
стороны, вершины, грани.

фигуры.
Линейка,
угольники,
циркуль
Модель куба.
Модель бруса

134/15

Геометрические тела: куб,
брус.

135/16

Итоговая (годовая)
контрольная работа

Дидактический
материал

136/17

Итоговое занятие. Работа
над ошибками

Карточки для
индивидуальной
работы

изображение
различных
геометрических
фигур
Индивидуальная
работа:
изображение куба
в тетради,
изображение бруса
в тетради
Выполнение
контрольной
работы
Индивидуальная
работа над
ошибками

Стр.236стр.237

V/05

V/05

V/05

38

ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольные работы по математике за курс 6 класса
Сложение и вычитание чисел c переходом через разряд в пределах 1000
I вариант

 Решите задачу.
В первый день автомобиль проехал 322 км, во второй на 137 км меньше, чем в первый, а в третий на 75 км больше, чем во
второй день. Сколько километров проехал автомобиль за три дня?
 Решите примеры.
970-797
456+345
227+(1000-679)
601-(296+145)
II вариант
 Решите задачу.
В летнем лагере за первую смену отдохнуло 326 человек, во вторую на 76 человек больше, чем в первую смену, а в третью на
129 человек меньше, чем во вторую. Сколько человек отдохнуло в летнем лагере за три смены?
 Решите примеры.
604-427
182+549
431+(1000-894)
812-(435+178)

39

Нумерация в пределах 1000000
Вариант 1

 Решить задачу.
В спортивном лагере отдыхают 160 детей. 56 детей пошли в поход. Сколько детей осталось в лагере?
 Разложить числа на разрядные слагаемые
89348
10463
790415
 Записать числа с помощью римских цифр. Числа от 7 до 15
 Округлить числа до сотен
19703
60454
293194
Вариант 2
 Решить задачу.
Привезли 210 саженцев клена. После посадки осталось 56 саженцев. Сколько саженцев клена уже посадили?
 Разложить числа на разрядные слагаемые
23748
348726
90724
 Записать числа с помощью римских цифр. Числа от 3 до 12
 Округлить числа до десятков
19703
60454
293194

40

Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000
I вариант

 Решите задачу.
В школьном саду собрали яблок 2 480 кг, груш – на 685 кг больше, чем яблок, а слив – на 340 кг меньше, чем груш. Сколько
всего килограммов фруктов собрали в саду?
 Решите примеры.
5307 – 1 693 + 3 245
8 356 + 1 644 (проверить вычитанием)
9 045 – 2 423 (проверить сложением)
II вариант

 Решите задачу.
На птицефабрике было 3 360 гусей, уток на 960 больше, чем гусей, а кур на 345 меньше, чем уток. Сколько птицы было на
птицефабрике?
 Решите примеры.
7 267 – 1 733 + 3 101
2 348 + 3 456 (проверить вычитанием)
8 154 – 2 445 (проверить сложением)

41

Обыкновенные дроби
I вариант

 Решите задачу.
В овощной магазин привезли 1350 ц моркови, свеклы на 235 ц больше, чем моркови, а капусты на 308 ц меньше, чем
свеклы. Сколько центнеров овощей привезли в магазин?
 Найдите 2 от следующих чисел: 999, 360, 450.
9
 Найдите 1 часть от следующих чисел: 888, 160, 240.
4
 Выразите дроби в более крупных долях.
3
5
7
12
30
21
 Преобразуйте неправильные дроби.
26
31
5
4
II вариант

 Решите задачу.
В июне за городом отдыхало 2205 детей, в июле на 126 детей больше, чем в июне, а в августе на 347 детей меньше, чем в
июле. Сколько детей отдохнуло за городом за три месяца?
 Найдите 2 от следующих чисел: 180, 90, 270.
9
 Найдите 1 часть от следующих чисел: 80, 120, 360.
4
 Выразите дроби в более крупных долях.
42

3
5
7
15
40
14
 Преобразуйте неправильные дроби.
24
13
5
2

43

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
I вариант
Решить задачу.
Масса трех щук составляет 10 кг. Масса первой щуки составляет 2 3 кг, а масса второй – на 3 1 кг больше
25
25
первой. Чему равна масса третьей щуки?
Сравнить смешанные числа.
2 1 …. 5 1
4 3 …. 4 3
4
4
8
10
1 4 …. 1 3
5
5

3 5 …. 7 5
9
9
Выполните действия

8 - 73
4
75 - 29
16 16

45 + 3
8 8
54 +38
9
9

44

II вариант
Решить задачу.
В овощную палатку приве ли 1 3 ц моркови, и 1 ц свеклы. К вечеру продали 2 ц привезенных овощей.
5
5
5
Сколько центнеров овощей осталось в палатке?

Сравнить смешанные числа.
2 1 …. 1 1
5
5

3 1 …. 3 1
10
6

2 1 …. 2 3
4
4

2 2 …. 3 2
3
3
Выполните действия

7 - 1
4
53 - 21
4
4

11 + 27
10
10
82 +27
9
9

45

Умножение многозначных чисел на однозначное число
I вариант

 Решите задачу.
Школа закупила 583 билета в театр, билетов в цирк в 2 раза больше и 105 билетов на концерт. Сколько билетов закупила
школа?
 Решите примеры.
2 804 · 3
(484 + 1 278) · 5
1 152 · 4
(6 304 – 5 840) · 3
II вариант

 Решите задачу.
Магазин продал 164 пары женской обуви, детской в 2 раза больше и 234 пары мужской обуви. Сколько всего пар обуви
продал магазин?
 Решите примеры.
1 901 · 3
(1 287 + 2 300) · 2
1 483 · 2
(4 700 – 3 942) · 4

46

Деление многозначных чисел на однозначное число
I вариант

 Решите задачу.
В швейной мастерской было 1 263 м полотна. Из третьей части всего полотна сшили несколько комплектов постельного белья.
Сколько метров полотна осталось?
 Решите примеры.
1960 : 4 + 3729
6408 : 6
3054 : 2
II вариант
 Решите задачу.
С опытного участка собрали 1230 кг овощей. Половину всех овощей отправили в магазин. Сколько килограммов овощей
осталось?
 Решите примеры.
6408 : 6 + 945
1275 : 3
7130 : 5

47

Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000
I вариант

 Решите задачу.
На трех теплоходах плыло 1425 туристов. На одном теплоходе 518 туристов, на другом – 487 туристов. Сколько туристов
плыло на третьем теплоходе?
 Решите примеры.
2475+3016
7612+1598
3917-2845
5000-1642
 Найти неизвестный компонент
470+х=1900
х-356=474
II вариант
 Решите задачу.
На фабрике изготовили 6450 м искусственного шелка, а натурального на 4890 м меньше. Сколько метров шелка изготовили на
фабрике?
 Решите примеры.
4378+1845
5907+4093
7010-5987
8200-1269
 Найти неизвестный компонент
760+х=3051
х-2448=4089

48

Итоговая контрольная работа
I вариант

 Решите задачу.
С одного участка собрали 1 350 кг клубники, с другого – в 2 раза больше, чем с первого, а с третьего участка – в 3 раза меньше,
чем со второго. Сколько килограммов клубники собрали с трех участков?
 Решите примеры.
9 216 : 4
(2 180 + 1 320) · 2
1 631 · 2
(2 575 – 2 347) : 4

Итоговая контрольная работа
II вариант

 Решите задачу.
С опытного участка собрали 1 230 кг картофеля, капусты в 5 раз меньше, чем картофеля, а моркови в 2 раза больше, чем
капусты. Сколько килограммов овощей собрали с опытного участка?
 Решите примеры.
5 146 : 2
(1 278 + 484) · 5
1 580 · 3
(7 201 – 6 598) : 9

49

50


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».