Рабочая программа по Введению в химию 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа №2»
403003, Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище, ул. Пархоменко, д. 35а,
тел. 3 –45 – 80 E- mail: mgsosh02@yandex.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для курса групповых занятий по химии
«Введение в химию»
для обучающихся 7 классов

Городище 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа пропедевтического курса химии разработана на основе
Примерной программы курса «Введение в химию. Вещества» для 7 класса
общеобразовательных учреждений (авторы О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков),
на основании образовательной программы курса химии для 7 класса О. С. Габриелян, Г.
А. Шипарева. «Государственных стандартов по химии», а также с учетом рекомендаций и
примерного тематического поурочного планирования, составленного О.С. Габриеляном.
В настоящее время экономизации, компьютеризации и юриспруденции, химия
перешла в разряд непрестижных наук. Это сложная наука, которая может заинтересовать
пытливый аналитический ум, имеющий интерес к самому процессу познания.
Наибольший познавательный интерес к химии, к экспериментам имеют учащиеся в 12-13
лет. Именно этот возраст является благоприятным для изучения химии, хотя базы знаний
учащихся еще мало для введения систематического курса. Выходом из данной ситуации
может быть пропедевтический курс химии 7 класса. В данный курс не входят
основополагающие системные знания, с ними учащиеся будут знакомиться с 8 класса.
Пропедевтический курс призван, используя интерес учащихся к экспериментам,
сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений, получить
первоначальные понятия о классах неорганических веществ, решать расчетные задачи на
основе имеющихся знаний по математике.
Основные цели и задачи курса:
· подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;
· создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
· сформировать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь расчетные и
экспериментальные), на которые недостаточно времени при изучении курса химии
основной школы;
· знакомство с первоначальными понятиями химии на экспериментальном и атомномолекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество и смесь, химический элемент,
простые и сложные вещества, знаки химических элементов, формулы оксидов, кислот,
солей и оснований);
· формирование умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в
природе, быту, демонстрируемые учителем;
· формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты,
соблюдать правила техники безопасности;
· воспитывать элементы экологической культуры;
· решать задачи на вычисление массовой доли элемента в веществе, массовой доли
примесей, растворенного вещества;
· интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе
учебной дисциплины «Химия»
Исходя из задач обучения, курс с одной стороны должен способствовать
формированию химической культуры, с другой стороны – заложить фундамент для
дальнейшего изучения химия в системном курсе 8-11 классов, не зависимо от выбранной
школой программы. С учетом возрастных психологических особенностей учащихся курс
насыщен действиями, работой с различными объектами, предметами: он строится на
основе простейших экспериментов и наблюдений.
Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими
естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а
потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках
природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате
уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов.
Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе
естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных

дисциплин. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует
формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе
изучения химии.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в
курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе
рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент,
наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Предложенный курс, как в теоретической, так и в фактической своей части
практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы,
вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в
повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.
Особенность методики обучения по этому курсу состоит в отказе от заучивания
большого количества строгих научных определений, формулировок, от пересказа текстов.
Все сведения учащиеся получают в ходе активной самостоятельной деятельности и на
основе имеющихся знаний: проведение домашнего химического эксперимента,
подготовка сообщений для ученических конференций, защита проектов, обсуждение
результатов домашнего эксперимента. Программа предусматривает широкое развитие
таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение,
выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез.
При обучении химии большое значение имеет умение учащихся наблюдать за
химическими процессами. Наблюдение – это не пассивное созерцание, это сложная
деятельность, обеспечивающая полноту и точность восприятия. Много внимания
обращается на технику эксперимента, умение правильно и четко описывать результаты
эксперимента, признаки реакций. Правила ТБ изучаются постепенно. Эксперимент
включается в творческие домашние и проверочные работы. Периодическая таблица
химических элементов на первом этапе является справочной таблицей для учащихся и
только в курсе 8 класса дается периодический закон химических элементов
Д.И.Менделеева. В задачи данного курса не входит написание уравнений химических
реакций, химические явления и свойства описываются качественно.
С целью получения и закрепления основных навыков работы с химическими
веществами, посудой и оборудованием в курсе предусмотрено выполнение учащимися
лабораторных опытов, практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю за счет компонента
образовательного учреждения). Оценивается по результатам четверти по системе «Зачетнезачет».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования
достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе, в том числе в части:
1) патриотического воспитания:

ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе,
коммуникативной
компетентности
в
общественно
полезной,
учебно­исследовательской, творческой и других видах деятельности, готовности к
разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,
выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности
оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
3) ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции,
соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для
понимания сущности научной картины мира, представления об основных
закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли
химии в познании этих закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии,
необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной,
информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы
с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами
информационных технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения
правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной
жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к
труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения
предметных знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории
продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии,
общественных интересов и потребностей, успешной профессиональной деятельности и
развития необходимых умений, готовность адаптироваться в профессиональной среде;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле,
основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни,
ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью,
осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами,
а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования
мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система,
процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных
предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о
целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний:
раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки,
устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения
отдельных фактов и явлений, выбирать основания и критерии для классификации
химических веществ и химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи
между объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные,
по аналогии), делать выводы и заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко
применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента),
химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебнопознавательных задач, с учётом этих модельных представлений выявлять и
характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и
химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а
также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности
высказываемых суждений;
приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических
экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта,
исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов
и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература
химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически
оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач
определённого типа, приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных

поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской
деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта
на состояние окружающей природной среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу
обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения
предложенной задачи;
умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных
и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического
эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств
веществ, учебного проекта);
умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и
исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта
общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые
штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества
выполненной работы и другие).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при
выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах –
веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели,
умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ












В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических
веществ;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава;
уметь называть: химические элементы, соединения;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в
периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств
элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций
ионного обмена;
определять: состав веществ по их формулам;
составлять: формулы неорганических соединений;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами;






экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел
Тема урока
Химия
в
центре Инструктаж по ТБ. Химия как часть
естествознания
естествознания. Предмет химии
Методы изучения естествознания. Лабораторная
работа №1 «Методы изучения естествознания»
Практическая работа №1 «Знакомство с
лабораторным оборудованием. Правила техники
безопасности при работе в химическом кабинете
»
Анализ практической работы. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №2 «Наблюдение за
горящей
свечой.
Устройство
и
работа
спиртовки».
Анализ практической работы.
Моделирование
Химические знаки и формулы
Химия и физика. Универсальный характер
положений молекулярно – кинетической теории.
Агрегатные состояния веществ
Химия и география
Химия и биология. Лабораторная работа №2
«Определение содержания различных веществ в
растительных и животных клетках».
Качественные реакции в химии
Математические
Относительные атомная и молекулярная массы
расчёты в химии
Массовая доля химического элемента в сложном
веществе
Решение задач на вычисление массовой доли
элемента в веществе.
Чистые вещества и смеси
Объёмная доля компонента газовой смеси
Массовая доля вещества в растворе. Решение
расчётных задач.
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3
«Приготовление раствора с заданной массовой
долей растворённого вещества»
Анализ практической работы. Массовая доля
примесей
Решение задач и упражнений по теме
«Математические расчёты в химии»
Презентация
сообщений
на
тему
«Математические расчёты в химии»

Кол-во часов
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

Явления,
происходящие
веществами

Рассказы по химии

Разделение смесей

1

Фильтрование
Адсорбция. Дистилляция
Обсуждение
результатов
домашнего
эксперимента – практической работы №4
«Выращивание кристаллов соли». Подведение
итогов конкурса на лучший выращенный
кристалл.
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5
«Очистка поваренной соли»
Анализ практической работы. Химические
реакции. Условия протекания и прекращения
химических реакций.
Признаки химических реакций
Обобщение и актуализация знаний по теме
«Явления, происходящие с веществами»
Презентация сообщений на тему «Явления,
происходящие с веществами»
Ученическая
конференция
«Выдающиеся
русские учёные – химики». О жизни и
деятельности М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева,
А.М.Бутлерова.
Конкурс сообщений учащихся «Моё любимое
химическое вещество» об открытии, получении и
значении выбранного химического вещества
Повторение темы «Математические расчёты в
химии»

1
1
1

с

1
1

1
1
1
1

1

1

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
- Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П.
В., Круглов В. В., Степанова И. В. и др.]; под ред. П. В. Степанова.— М.: ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования РАО». 2021.
- Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся:
Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева,Ю. П. Киселев; науч.
ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019.
- Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой
платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и
для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной
грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО», 2022.
Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей Шабанов, Алена Алешина. —
6-е изд. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

РЭШ, https://resh.edu.ru/
Учи.ру, https://uchi.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».