«Практикум по химии» для 8 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа №2»
403003, Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище, ул. Пархоменко, д. 35а,
тел. 3 –45 – 80 E- mail: mgsosh02@yandex.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для курса групповых занятий по химии
«Практикум по химии»
для обучающихся 8 классов

Городище 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс

групповых занятий по химии « Практикум по химии» предназначен для

обучающихся 8 класса. Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального
образовательного стандарта основного общего образования.
Для успешного решения задач , поставленных перед школой, необходимо , с одной
стороны, обеспечить прочное овладение школьниками программным объемом знаний и
умений и, с другой – создать условия для углубленного изучения школьного курса химии
для учащихся, проявляющих склонность и интерес к химии. Групповое занятие ставит
своей задачей полнее, чем в основном курсе химии, отражать современное состояние
химической науки и химической промышленности, научно-технический прогресс. Он
способствует развитию устойчивого интереса к химии, выбору профессии, содействовать
формированию научного мировоззрения учащихся.
Цель: создание действенных условий для развития познавательных способностей и
познавательной деятельности обучающихся, их интеллекта и творческого начала,
расширение их кругозора по химии
Задачи курса:
- ознакомить школьников с вопросами применения законов и теории химии на практике.
- способствовать развитию интереса к новой науке
- формирование научного мировоззрения учащихся
Учащиеся должны знать:
- Первоначальные химические понятия.
- Историю развития химии.
- Правила техники безопасности проведения работ в химическом кабинете
- Способы получения веществ
- Способы очистки веществ
- Периодический закон
- Классификацию неорганических соединений.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять нагревание, измельчение веществ, растворение, выпаривание
- пользоваться весами и взвешивать твердые вещества
- изготавливать и собирать простые приборы
- очищать вещества фильтрованием, перегонкой, перекристаллизацией, разделение
жидкостей делительной воронкой.
- решение расчетных задач
- готовить растворы заданной концентрации
- осуществлять в опытах химические превращения.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю за счет компонента
образовательного учреждения). Оценивается по результатам четверти по системе «Зачетнезачет».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Первоначальные химические понятия.
Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности ( при приготовлении пищи,
лекарств, ядов; при выплавке металлов).
Химия в Древнем Египте и странах Востока. Стихийные материалисты Древней Греции и
Рима. Средневековый период алхимии. Поиски «философского камня» и «эликсира
жизни». История развития атомно-молекулярного учения . Важнейшие химические
открытия. Место химии среди других наук. Вклад русских и советских ученых в развитии
химии.
2. Правила и приемы работы в химическом кабинете
Правила поведения в кабинете. Техника безопасности. Ознакомление учащихся с
нагревательными приборами, химической посудой, в том числе мерной , и обращение с
ней.
Практические занятия.
№1.Основные приёмы лабораторных
работ:измельчение,растворение,нагревание,выпаривание,взвешивание.
№2.Изготовление необходимых для дальнейших работ приборов.
№3.Способы очистки веществ: фильтрование, перегонка, перекристаллизация, разделение
несмешивающихся жидкостей делительной воронкой.
3. Кислород. Оксиды. Горение
Способы получения кислорода и его применение .Классификация оксидов. Способы
получения оксидов. Тепловой эффект химических реакций.
Практические занятия
№ 4. Горение веществ на воздухе и в кислороде.
№ 5. Получение кислорода .Решение расчетных задач.
№ 6 . Проведение реакций с различным тепловым эффектом.
4. Вода. Растворы. Основания.
Процесс растворения как физико- химический процесс. Растворитель и растворенное
вещество. Тепловые явления, сопровождающие процесс растворения, использование их на
практике.Кристаллизация веществ. Кристаллогидраты. Кристаллы в природе и их
применение. Растворимость веществ в зависимости от условий. Растворы ненасыщенные,
насыщенные, перенасыщенные. Коэффициент растворимости. Кривые растворимости.
Зависимость плотности растворов кислот и оснований от концентрации.
Практические занятия:
№ 7 . Получение нерастворимых оснований и подготовка их к использованию.
№ 8. Получение данной соли всеми возможными способами.
№ 9. Количественное определение кристаллизационной воды в медном купоросе.
№ 10 . Выращивание кристаллов солей.
№ 11. Определение концентрации растворов кислот и щелочей по плотности их
растворов.
№ 12. Приготовление растворов заданной концентрации.
5. Обобщение полученных знаний
Классификация неорганических соединений. Генетическая связь между классами
веществ. Взаимосвязь состава, строения, свойств веществ. Состав вещества. Строение
вещества. Свойства вещества.Роль химии в народном хозяйстве. Защита окружающей
среды.

Практические занятия:
№ 13. Осуществить в опытах следующие превращения :
1) медь – оксид меди (2) – сульфат меди- гидроксид меди – оксид меди (2) – медь
2) магний- оксид магния- хлорид магния- гидроксид магния- сульфат магния- хлорид
магния.
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей осуществляется через использование как общих
естественно-­научных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных
предметов естественно­-научного цикла.
Общие естественно-­научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон,
анализ,
синтез,
классификация,
периодичность,
наблюдение,
эксперимент,
моделирование, измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём, агрегатное
состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты,
звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы достигаются в ходе обучения химии в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе, в том числе в части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе,
коммуникативной
компетентности
в
общественно
полезной,
учебно­исследовательской, творческой и других видах деятельности, готовности к
разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,
выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности

оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
3) ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции,
соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для
понимания сущности научной картины мира, представления об основных
закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли
химии в познании этих закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии,
необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной,
информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы
с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами
информационных технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения
правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной
жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к
труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения
предметных знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории
продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии,
общественных интересов и потребностей, успешной профессиональной деятельности и
развития необходимых умений, готовность адаптироваться в профессиональной среде;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле,
основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни,
ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью,
осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами,
а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования
мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система,
процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных
предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о
целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний:
раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки,
устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения
отдельных фактов и явлений, выбирать основания и критерии для классификации
химических веществ и химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи
между объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные,
по аналогии), делать выводы и заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко
применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента),
химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебнопознавательных задач, с учётом этих модельных представлений выявлять и
характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и
химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а
также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности
высказываемых суждений;
приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических
экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта,
исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов
и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература
химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически
оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач
определённого типа, приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных
поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской
деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта
на состояние окружающей природной среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу
обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения
предложенной задачи;
умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных
и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического
эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств
веществ, учебного проекта);

умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и
исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта
общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые
штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества
выполненной работы и другие).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при
выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах –
веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели,
умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания,
установленного данной федеральной рабочей программой, выделяют: освоенные
обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для
предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны
отражать сформированность у обучающихся умений:
 раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический
элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и
неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса,
количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического
элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль,
электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, классификация
реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции
обмена, экзо- и эндотермические реакции, тепловой эффект реакции, ядро атома,
электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь,
полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион,
раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
 иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти
понятия при описании веществ и их превращений;
 использовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
 определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях, степень
окисления элементов в бинарных соединениях, принадлежность веществ к
определённому классу соединений по формулам, вид химической связи
(ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
 раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать
понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их
положения в Периодической системе, законов сохранения массы веществ,
постоянства состава, атомно­-молекулярного учения, закона Авогадро;
 описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы
химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и
«побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить












обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и
распределение их по электронным слоям);
классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому
эффекту);
характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных
классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений
соответствующих химических реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава,
возможности протекания химических превращений в различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую
долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в
растворе, проводить расчёты по уравнению химической реакции;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно­следственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций,
естественно-научные
методы
познания
–
наблюдение,
измерение,
моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению
и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению
растворов с определённой массовой долей растворённого вещества, планировать
и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и
кислот с помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и другие).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

К-во
часов

Название темы урока

1

1

Тема 1 Первоначальные химические понятия
История развития химии. Вклад русских и советских
Ученых в развитие химии

2

1

История развития атомно-молекулярного учения. Важнейшие
химические понятия.

3

1

4

1

5
6

1
1

Знакомство с нагревательными приборами, химической посудой, в
том числе мерной.
Практ. работа №1. «Основные приемы лаб.работ : измельчение»
Практ. работа № 2 «Растворение»

7

1

Практ. работа № 3 «Нагревание»

Тема 2. Правила и приемы работы в химическом кабинете
Правила поведения в кабинете. Техника безопасности.

Дата

8

1

Прак. Работа № 4 «Выпаривание»

9

1

Практ. работа № 5 « Взвешивание»

10

1

Практ. работа № 6 « Изготовление простых приборов»

11

1

Практ. работа № 7 «Способы очистки веществ: фильтрование»

12

1

Практ. работа № 8 «Перегонка»

13

1

Практ. работа № 9 «Перекристаллизация»

14

1

Практ. работа № 10 «Разделение несмешивающихся жидкостей
делительной воронкой»

15

1

16
17
18
19
20
21

1
1
1
1
1
1

22
23
24
25
26

1
1
1
1
1

27

1

28

1

29
30

1
1

31

1

Тема 3. Кислород. Оксиды. Горение
Способы получения кислорода и его применение. Классификация
оксидов.
Практ. работа № 11. «Горение веществ на воздухе» .
Способы получения оксидов.
Практ. работа № 12. « Горение веществ в кислороде»
Практ. работа № 13 « Получение кислорода»
Практ. работа № 14 « Решение расчетных задач»
Практ. работа № 15 « Проведение реакций с различным тепловым
эффектом»
Тема 4 . Вода. Растворы. Основания
Процесс растворения.
Кристаллизация веществ.
Растворимость веществ в зависимости от условий
Зависимость плотности раствора кислот и оснований от концентрации
Практ. работа № 16 «Получение нерастворимых оснований и
подготовка их к использованию»
Практ. работа № 17 «Получение данной соли всеми возможными
способами»
Практ. работа № 18 « Количественное определение
кристаллизационной воды в медном купоросе»
Практ. работа № 19 «Выращивание кристаллов солей»
Практ. работа № 20 «Определение концентрации растворов кислот и
щелочей по плотности их растворов»
Практ. работа № 21 «Приготовление растворов заданной
концентрации»
Тема № 5. Обобщение полученных знаний
Классификация неорганических соединений.

32

1

33

1

Практ. работа № 22. «Осуществить в опытах следующие
превращения»

34

1

Практ. работа № 23. « Осуществить в опытах следующие превращения

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П.
В., Круглов В. В., Степанова И. В. и др.]; под ред. П. В. Степанова.— М.: ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования РАО». 2021.
Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся:
Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева,Ю. П. Киселев;
науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019.
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой
платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и
для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной
грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО», 2022.
Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей Шабанов, Алена Алешина. —
6-е изд. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ, https://resh.edu.ru/
Учи.ру, https://uchi.ru/

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».