Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Городищенская средняя школа №2» 403003, Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище, ул. Пархоменко, д. 35а, тел. 3 –45 – 80 E- mail: mgsosh02@yandex.ru РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для курса групповых занятий по химии «Практикум по химии» для обучающихся 8 классов Городище 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс групповых занятий по химии « Практикум по химии» предназначен для обучающихся 8 класса. Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального образовательного стандарта основного общего образования. Для успешного решения задач , поставленных перед школой, необходимо , с одной стороны, обеспечить прочное овладение школьниками программным объемом знаний и умений и, с другой – создать условия для углубленного изучения школьного курса химии для учащихся, проявляющих склонность и интерес к химии. Групповое занятие ставит своей задачей полнее, чем в основном курсе химии, отражать современное состояние химической науки и химической промышленности, научно-технический прогресс. Он способствует развитию устойчивого интереса к химии, выбору профессии, содействовать формированию научного мировоззрения учащихся. Цель: создание действенных условий для развития познавательных способностей и познавательной деятельности обучающихся, их интеллекта и творческого начала, расширение их кругозора по химии Задачи курса: - ознакомить школьников с вопросами применения законов и теории химии на практике. - способствовать развитию интереса к новой науке - формирование научного мировоззрения учащихся Учащиеся должны знать: - Первоначальные химические понятия. - Историю развития химии. - Правила техники безопасности проведения работ в химическом кабинете - Способы получения веществ - Способы очистки веществ - Периодический закон - Классификацию неорганических соединений. Учащиеся должны уметь: - Выполнять нагревание, измельчение веществ, растворение, выпаривание - пользоваться весами и взвешивать твердые вещества - изготавливать и собирать простые приборы - очищать вещества фильтрованием, перегонкой, перекристаллизацией, разделение жидкостей делительной воронкой. - решение расчетных задач - готовить растворы заданной концентрации - осуществлять в опытах химические превращения. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю за счет компонента образовательного учреждения). Оценивается по результатам четверти по системе «Зачетнезачет». СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Первоначальные химические понятия. Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности ( при приготовлении пищи, лекарств, ядов; при выплавке металлов). Химия в Древнем Египте и странах Востока. Стихийные материалисты Древней Греции и Рима. Средневековый период алхимии. Поиски «философского камня» и «эликсира жизни». История развития атомно-молекулярного учения . Важнейшие химические открытия. Место химии среди других наук. Вклад русских и советских ученых в развитии химии. 2. Правила и приемы работы в химическом кабинете Правила поведения в кабинете. Техника безопасности. Ознакомление учащихся с нагревательными приборами, химической посудой, в том числе мерной , и обращение с ней. Практические занятия. №1.Основные приёмы лабораторных работ:измельчение,растворение,нагревание,выпаривание,взвешивание. №2.Изготовление необходимых для дальнейших работ приборов. №3.Способы очистки веществ: фильтрование, перегонка, перекристаллизация, разделение несмешивающихся жидкостей делительной воронкой. 3. Кислород. Оксиды. Горение Способы получения кислорода и его применение .Классификация оксидов. Способы получения оксидов. Тепловой эффект химических реакций. Практические занятия № 4. Горение веществ на воздухе и в кислороде. № 5. Получение кислорода .Решение расчетных задач. № 6 . Проведение реакций с различным тепловым эффектом. 4. Вода. Растворы. Основания. Процесс растворения как физико- химический процесс. Растворитель и растворенное вещество. Тепловые явления, сопровождающие процесс растворения, использование их на практике.Кристаллизация веществ. Кристаллогидраты. Кристаллы в природе и их применение. Растворимость веществ в зависимости от условий. Растворы ненасыщенные, насыщенные, перенасыщенные. Коэффициент растворимости. Кривые растворимости. Зависимость плотности растворов кислот и оснований от концентрации. Практические занятия: № 7 . Получение нерастворимых оснований и подготовка их к использованию. № 8. Получение данной соли всеми возможными способами. № 9. Количественное определение кристаллизационной воды в медном купоросе. № 10 . Выращивание кристаллов солей. № 11. Определение концентрации растворов кислот и щелочей по плотности их растворов. № 12. Приготовление растворов заданной концентрации. 5. Обобщение полученных знаний Классификация неорганических соединений. Генетическая связь между классами веществ. Взаимосвязь состава, строения, свойств веществ. Состав вещества. Строение вещества. Свойства вещества.Роль химии в народном хозяйстве. Защита окружающей среды. Практические занятия: № 13. Осуществить в опытах следующие превращения : 1) медь – оксид меди (2) – сульфат меди- гидроксид меди – оксид меди (2) – медь 2) магний- оксид магния- хлорид магния- гидроксид магния- сульфат магния- хлорид магния. Межпредметные связи Реализация межпредметных связей осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла. Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление. Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце. Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера. География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе, в том числе в части: 1) патриотического воспитания: ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 2) гражданского воспитания: представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 3) ценности научного познания: мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной картины мира, представления об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей; познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии, необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 4) формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни; 5) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей, успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений, готовность адаптироваться в профессиональной среде; 6) экологического воспитания: экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений, выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения; умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебнопознавательных задач, с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях. Базовые исследовательские действия: умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений; приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе. Работа с информацией: умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию; умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач определённого типа, приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями; умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды. Коммуникативные универсальные учебные действия: умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи; умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта); умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и другие). Регулятивные универсальные учебные действия: умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели, умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной федеральной рабочей программой, выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях. К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений: раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции, тепловой эффект реакции, ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе; иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений; использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций; определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях, степень окисления элементов в бинарных соединениях, принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях; раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их положения в Периодической системе, законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного учения, закона Авогадро; описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям); классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту); характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций; прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава, возможности протекания химических превращений в различных условиях; вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению химической реакции; применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинноследственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный); следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества, планировать и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и другие). ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № К-во часов Название темы урока 1 1 Тема 1 Первоначальные химические понятия История развития химии. Вклад русских и советских Ученых в развитие химии 2 1 История развития атомно-молекулярного учения. Важнейшие химические понятия. 3 1 4 1 5 6 1 1 Знакомство с нагревательными приборами, химической посудой, в том числе мерной. Практ. работа №1. «Основные приемы лаб.работ : измельчение» Практ. работа № 2 «Растворение» 7 1 Практ. работа № 3 «Нагревание» Тема 2. Правила и приемы работы в химическом кабинете Правила поведения в кабинете. Техника безопасности. Дата 8 1 Прак. Работа № 4 «Выпаривание» 9 1 Практ. работа № 5 « Взвешивание» 10 1 Практ. работа № 6 « Изготовление простых приборов» 11 1 Практ. работа № 7 «Способы очистки веществ: фильтрование» 12 1 Практ. работа № 8 «Перегонка» 13 1 Практ. работа № 9 «Перекристаллизация» 14 1 Практ. работа № 10 «Разделение несмешивающихся жидкостей делительной воронкой» 15 1 16 17 18 19 20 21 1 1 1 1 1 1 22 23 24 25 26 1 1 1 1 1 27 1 28 1 29 30 1 1 31 1 Тема 3. Кислород. Оксиды. Горение Способы получения кислорода и его применение. Классификация оксидов. Практ. работа № 11. «Горение веществ на воздухе» . Способы получения оксидов. Практ. работа № 12. « Горение веществ в кислороде» Практ. работа № 13 « Получение кислорода» Практ. работа № 14 « Решение расчетных задач» Практ. работа № 15 « Проведение реакций с различным тепловым эффектом» Тема 4 . Вода. Растворы. Основания Процесс растворения. Кристаллизация веществ. Растворимость веществ в зависимости от условий Зависимость плотности раствора кислот и оснований от концентрации Практ. работа № 16 «Получение нерастворимых оснований и подготовка их к использованию» Практ. работа № 17 «Получение данной соли всеми возможными способами» Практ. работа № 18 « Количественное определение кристаллизационной воды в медном купоросе» Практ. работа № 19 «Выращивание кристаллов солей» Практ. работа № 20 «Определение концентрации растворов кислот и щелочей по плотности их растворов» Практ. работа № 21 «Приготовление растворов заданной концентрации» Тема № 5. Обобщение полученных знаний Классификация неорганических соединений. 32 1 33 1 Практ. работа № 22. «Осуществить в опытах следующие превращения» 34 1 Практ. работа № 23. « Осуществить в опытах следующие превращения МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П. В., Круглов В. В., Степанова И. В. и др.]; под ред. П. В. Степанова.— М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева,Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей Шабанов, Алена Алешина. — 6-е изд. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ РЭШ, https://resh.edu.ru/ Учи.ру, https://uchi.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/