АОПР_рисование 2б(к)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Администрация Городищенского муниципального района
МБОУ "Городищенская СШ № 2 "

Адаптированная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Рисование»
для обучающейся 2Б класса

Городище 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по рисованию разработана на основе нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1599 от 19.12.2014 г. «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1015 от 30.08.2013г. «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
- Постановления № 26 от 10.07.2015г. Об утверждении СанПин 2.4.2. 3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;

Программа учебного курса «Изобразительное искусство» предмета «Рисование» составлена на
основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соответствует
Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся умственной
отсталостью.
На изучение курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Рисование» в 1-4 классах
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, которая создана на основе
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач
и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных
средах.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство»,
относятся:



положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее
результату;
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;























воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей
передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний,
эмоций;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на
воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области
изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными
материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной
гигиены и безопасного труда;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта
существование различных мнений;
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической
деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению
общекультурного опыта;
стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой
деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия для решения практических и творческих задач.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
способность их применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным
предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту
программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету «Изобразительное искусство» на конец I этапа обучения (IV класс):
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с
ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная
поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;












следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей
изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и
заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода
практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в
соответствии с темой;
применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии
с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета
изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и
некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и
действий.

Достаточный уровень:
















знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец,
Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность,
точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации
формы предмета и т.д.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
следование при выполнении работы с инструкциями учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разнообразных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе,
человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Содержание учебного курса «Изобразительное искусство» в 1-4 классах
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения»,
«Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать
форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и
формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений
искусства».
1. Подготовительный период обучения
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила
поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего
места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности;
правила их хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и
пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения. Осязания и
обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг,
квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и
рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки;
формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции
нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения
движения в нужной точке, направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении
аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
 отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
 размазывание по картону;
 скатывание; раскатывание, сплющивание;
 примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта
при подготовке детей к рисованию:




складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в
соответствующих пространственных положениях;



составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на
плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:






приемы работы с ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в
соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа
от…, посередине;
приемы соединения аппликации с изобразительной поверхностью с помощью
пластилина;
приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с
помощью клея.

Приемы рисования с твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):








рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых
вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование
дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по
образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима
на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм
(по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования (беспорядочная
штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:




приемы рисование руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование
пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой
бумагой, трубочкой и т.п.;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование
сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:



правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм,
букв, цифр.
2. Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи
изображения и изобразительной поверхности. Композиционной центр (зрительный центр
композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение
листа вертикально или горизонтально).

Установление на изобразительной поверхности
пространственных отношений (при
использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе –
больше, дальше – меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое,
большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое).
Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и
декоративном рисовании.
3. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию.
Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем,
пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры.
Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и
в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых предметов на
плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств. Необходимых для передачи в
рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тел человека, животных и т.д.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и
целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из
бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии;
рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам,
самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый,
сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д.
принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного
элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету;
расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.)
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке,
аппликации, рисунке.
4. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи
Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета.
Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа с кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре
основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.)
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его
эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном

звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных
образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо – примакивание кистью; рисование
сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и
т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или
по образу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
5. Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное
искусство в повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусство, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие
материалы используют художник (краски, карандаши и т.д.). Красота
и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики.
Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю.
Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов,
И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка,
группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина,
пластилин и т.д.). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных,
выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин, А.
Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого
искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда,
костюмов). Какие материалы используют художники-декораторы? Разнообразие форм в
природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек,
переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Произведения
мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и
т.д.).
Программой предусматриваются следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,
представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное
рисование;
- лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по
образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
- выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на
изобразительной поверхности («подвижная
аппликация») и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;
- проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников,
книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и декоративно-прикладного
искусства.

Содержание программы
2 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2-3 готовых вырезанных изображения или
силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятиями "середина листа",
"край листа" (верхний, нижний, левый, правый).
Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное или вертикальное) в
зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; 2) размеры
рисунка в зависимости от величины листа (Учитель использует в этой работе правильные и
ошибочные варианты изображений - старые детские работы); наряду со словесной речью учитель
использует жесты, характеризующие направление, протяженность, подчеркивающие размер
предметов.
Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение).
Обращение внимания детей на смысловые связи в рисунке, на возможные варианты объединения
предметов в группы по смыслу.
Обучение детей приемам вырезания силуэтов предметов симметричной формы из бумаги,
сложенной вдвое. Обучение способам достижения ритма в узоре в полосе повторением и
чередованием формы и цвета элементов узора.
Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над аппликацией, при
рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение этапов очередности.
Примерные задания.
Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: ("Хоровод"), из наклееных на
общий фон аппликаций (например, "Веселые Петрушки", "Игрушки на полке").
Рисование на темы: "Утки на реке", "Осень в лесу", "Снеговик во дворе", "Деревья весной", (гуашью
на соответствующем фоне).
Выполнение аппликаций: "Ваза с цветами" (цветы дорисовываются карандашом); "Узор в полосе из
листьев и цветов" - "Красивый коврик";
Выполнение барельефа: "Ветка с вишнями" и его зарисовка.
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию».
Формирование у детей умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки
волнистые, ломаные линии в разных направлениях; прямые линии - в вертикальном, горизонтальном
и наклонном направлении (возможно использование приема дорисовывания).
Обучение приемам изображения сначала с помощью опорных точек, затем без них от руки геометрических форм - эталонов: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала.
Использование приема "дорисовывание изображения" в формировании этих умений.
Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и способов
изображения различных деревьев (береза, ель, сосна).
Формирование представления и развитие умения изображать человека в одежде в статической позе
(человек стоит).
Развитие умения рисовать жилые постройки: разные дома городского типа (с использованием
приема сравнения).
Примерные задания.
Лепка: объемное изображение человека в одежде (женщина в длинной юбке, кофте, фартуке, в
головном уборе - после демонстрации дымковской игрушки "Барыня"); игрушки "Котенок";
"Снеговик" (пластилин или глина, стека), "Птичка зарянка".
Аппликация: "Петрушка", "Сказочная птица" - для праздника птиц. (Составление целого
изображения из заранее вырезанных частей: кругов, овалов, округлых деталей, соответствующих
определенной форме части тела изображаемого объекта).
Рисование: упражнения в проведении прямых, волнистых и ломаных, зигзагообразных линий
карандашом в здании "Сломанный телевизор" (рисуются полосы разных видов на экранах
телевизоров); "Волны на море", "Забор", "Лес вдали", "Динозавр" (дорисовывание ломанными

линиями спины, хвоста, зубов в изображении); изображение с натуры двух сосудов, сходных по
форме, но имеющих разные пропорции и размеры (кружки, бутылки из-под молока и простокваши) работа простым карандашом или фломастером.
Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека ("Женщина" или "Мама"); зарисовка
выполненной ранее аппликации "Петрушка", "Сказочная птица" или др. (по выбору учителя).
Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом) - по выбору учителя.
"Береза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой", "Дом в деревне", "Дом в городе" - по выбору
учащихся.
Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений
передавать его в живописи»
Обучение приемам получения составных цветов в работе с акварелью (зеленого, оранжевого,
фиолетового, коричневого). Совершенствование умений узнавать и называть локальный цвет
предмета.
Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение
приемам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре, покрывать
поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, кончиком и корпусом и т.д.). Закрепление
приема работы красками "примакивание" (акварелью).
Примерные задания.
Рисование сразу кистью: деревья "Сосна", "Ель"; "Волны на море"; "Кораблик плывет по воде".
Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искусства (вариант работы: роспись
силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): "Человек в одежде", "Мама в новом
платье", "Птичка", "Котенок" или др. - по выбору учителя.
Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов; листьев несложной формы
(акации, клевера и т.п. - на тонированной бумаге).
Работа красками в сравнении: "Солнышко светит, белые облака" -"Серая туча, идет дождь" сопоставление радостных и мрачных цветов (графический диктант гуашью по тонированной
голубым цветом и серым цветом бумаге).
Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»
Беседа по плану:
1. Кто написал картину.
2. Чем написал художник картину, на чем.
3. Что художник изобразил на картине.
4. Как нужно смотреть и понимать картину.
Материал к уроку. Произведения живописи и книжной графики: И. Левитан "Золотая осень"; А.
Саврасов "Грачи прилетели"; И. Шишкин "Лес зимой", иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева или др. - по выбору учителя, доступные пониманию учащихся.
Речевой материал
Во втором классе закрепляется речевой материал I класса.
Новые слова, словосочетания, фразы:
Гуашь, фон, акварель; береза, ель, сосна; одежда; кончик кисти; смешивать краски;
круглый, квадратный, треугольный;
Смешай краски. Примакивай кистью вот так... Я смешиваю краски.
Картину нарисовал художник. Что он нарисовал? Что это? Что делает? Какое время года? Почему?
Основные требования к знаниям и умениям учащихся II класса к концу учебного года
Учащиеся должны знать:
- о работе художника, ее особенностях (элементарные сведения);
- требования к композиции изображения на листе бумаги;
- некоторые характерные признаки деревьев разных пород (березы, ели, сосны); строение дерева
(части дерева);
- речевой материал, изучавшийся в I и II классе;
Учащиеся должны уметь:

рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях
(горизонтальном, вертикальном, наклонном к горизонтальному направлению);
- рисовать предметы с простой, слабо расчлененной формой (с помощью опорных точек, по шаблону
или самостоятельно, от руки);
- изображать
фигуру
человека
в
лепке
и
в
рисунке
под
руководством
учителя и по памяти, самостоятельно;
- рисовать деревья сразу кистью или фломастером, передавая отличительные признаки, учитывая
строение;
- изображать дома городского и деревенского типа;
- передавать
основные
смысловые
связи
в
несложном
рисунке
на
тему;
- выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием
формы или цвета;
- следовать предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке,
рисовании.
Тематическое планирование

2 класс

№
п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Обучение композиционной деятельности

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать 11
форму предметов, пропорции и конструкцию

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми- 11
рование умений передавать его в живописи

4.

Обучение восприятию произведений искусства
За год:

9

3
34 ч.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

Учебник: «Изобразительное искусство». 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – 2-е изд. –
М.: Просвещение, 2018.
Календарно-тематический план
2 класс
№ п/п

Тема

Сроки
Примечание
Количество планируемые фактические
часов

1-я четверть

8

Вспоминаем
лето
красное.
Здравствуй,
золотая осень! Рисование.
Ветка
с
вишнями.
Рисование и лепка
Лепка. Корзина с разными
съедобными грибами

1

4.

Беседа о художниках и их
картинах

1

5.

Фон темный,
Рисунок зайца

светлый.

1

6.

Краски: гуашь и акварель.
Рисунок. Листок дерева.

1

7.

Рабочее
место
для
рисования
красками
акварель. Рисование фона.
Небо

1

8.

Главные и составные
цвета. Рисунок. Туча.

1

2-я четверть

8

Рисунок. «Фрукты на
столе». «Овощи на столе»
Рисование фигуры
человека по шаблону

1

11.

Беседа о художниках и их
картинах. Лепка человека

1

12.

Рисунок. «Мама в новом
платье»

1

13.

Лепка. Снеговик.
Рисунок. «Снеговики во
дворе»

1

14.

Панорама «В лесу
зимой». Работа с бумагой
и ножницами.
Аппликация и рисунок

1

15.

Весёлый Петрушка на
новогоднем празднике.

1

1

2.
3.

9.
10.

1
1

1

16.

Весёлый хоровод вокруг
ёлки.

1

Аппликация «Хоровод»
3-я четверть

10

17.

Разные породы
Лепка «Собака»

18.

Рисунок «Собака»

19.

Разные породы
Лепка «Кошка»

20.

Лепка. Мишка. Собачка.

1

21.

Аппликация
с
дорисовыванием
«Мишка»
Дымковская
игрушка.
Лепим «Барыню»

1

1

25.

Рисунок
«Птичказарянка»
Весна. Скворечники на
берёзе.
Аппликация
«Скворец
сидит на ветке и поёт
песню»
Аппликация «Ваза»

26.

Рисунок «Ваза»

1

4-я четверть

9

27.

Красивые разные цветы.
Цветы
в
работах
известных художников

1

28.

Рисунок «подснежник»

1

29.

Аппликация.
«Подснежник»
Рисунок «Ваза с цветами»

1

Аппликация «Ваза с
цветами»

1

22.

23.
24.

30.

31.

собак.

1

1
кошек.

1

1

1

1

1

32.

Рисунок «Кактус»

1

33.

Праздники 1 Мая и 9 Мая.
Открытки к праздникам
весны.
Рисунок
«Открытка к празднику»
Рисунок по описанию «В
парке весной»

1

34.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».