МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Администрация Городищенского муниципального района МБОУ "Городищенская СШ № 2 " Адаптированная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Рисование» для обучающейся 2Б класса Городище 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по рисованию разработана на основе нормативных документов: - Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1015 от 30.08.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Постановления № 26 от 10.07.2015г. Об утверждении СанПин 2.4.2. 3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; -Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Программа учебного курса «Изобразительное искусство» предмета «Рисование» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся умственной отсталостью. На изучение курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год Планируемые результаты освоения учебного предмета «Рисование» в 1-4 классах Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство», относятся: положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций; умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности; стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда; умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений; проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников; стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности; стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта; стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I этапа обучения (IV класс): Минимальный уровень: знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Достаточный уровень: знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.; знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; следование при выполнении работы с инструкциями учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разнообразных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Содержание учебного курса «Изобразительное искусство» в 1-4 классах Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». 1. Подготовительный период обучения Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения. Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения. Осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги. Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке, направления движения. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании): Приемы лепки: отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание; размазывание по картону; скатывание; раскатывание, сплющивание; примазывание частей при составлении целого объемного изображения. Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию: складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа; совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях; составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа. Приемы выполнения аппликации из бумаги: приемы работы с ножницами; раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от…, посередине; приемы соединения аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина; приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея. Приемы рисования с твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу); рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу); рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу); штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки); рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками. Приемы работы красками: приемы рисование руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони; приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.; приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: правила обведения шаблонов; обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр. 2. Обучение композиционной деятельности Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционной центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное в композиции. Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д. Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании. 3. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем, пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т.п. Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств. Необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тел человека, животных и т.д. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.) Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке. 4. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа с кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.) Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо – примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д. Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. 5. Обучение восприятию произведений искусства Примерные темы бесед: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусство, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы используют художник (краски, карандаши и т.д.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т.д. «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмов). Какие материалы используют художники-декораторы? Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.). Программой предусматриваются следующие виды работы: - рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование; - лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; - выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; - проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание программы 2 класс Раздел: «Обучение композиционной деятельности» Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2-3 готовых вырезанных изображения или силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятиями "середина листа", "край листа" (верхний, нижний, левый, правый). Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное или вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; 2) размеры рисунка в зависимости от величины листа (Учитель использует в этой работе правильные и ошибочные варианты изображений - старые детские работы); наряду со словесной речью учитель использует жесты, характеризующие направление, протяженность, подчеркивающие размер предметов. Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение). Обращение внимания детей на смысловые связи в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в группы по смыслу. Обучение детей приемам вырезания силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Обучение способам достижения ритма в узоре в полосе повторением и чередованием формы и цвета элементов узора. Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над аппликацией, при рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение этапов очередности. Примерные задания. Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: ("Хоровод"), из наклееных на общий фон аппликаций (например, "Веселые Петрушки", "Игрушки на полке"). Рисование на темы: "Утки на реке", "Осень в лесу", "Снеговик во дворе", "Деревья весной", (гуашью на соответствующем фоне). Выполнение аппликаций: "Ваза с цветами" (цветы дорисовываются карандашом); "Узор в полосе из листьев и цветов" - "Красивый коврик"; Выполнение барельефа: "Ветка с вишнями" и его зарисовка. Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию». Формирование у детей умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях; прямые линии - в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлении (возможно использование приема дорисовывания). Обучение приемам изображения сначала с помощью опорных точек, затем без них от руки геометрических форм - эталонов: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Использование приема "дорисовывание изображения" в формировании этих умений. Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и способов изображения различных деревьев (береза, ель, сосна). Формирование представления и развитие умения изображать человека в одежде в статической позе (человек стоит). Развитие умения рисовать жилые постройки: разные дома городского типа (с использованием приема сравнения). Примерные задания. Лепка: объемное изображение человека в одежде (женщина в длинной юбке, кофте, фартуке, в головном уборе - после демонстрации дымковской игрушки "Барыня"); игрушки "Котенок"; "Снеговик" (пластилин или глина, стека), "Птичка зарянка". Аппликация: "Петрушка", "Сказочная птица" - для праздника птиц. (Составление целого изображения из заранее вырезанных частей: кругов, овалов, округлых деталей, соответствующих определенной форме части тела изображаемого объекта). Рисование: упражнения в проведении прямых, волнистых и ломаных, зигзагообразных линий карандашом в здании "Сломанный телевизор" (рисуются полосы разных видов на экранах телевизоров); "Волны на море", "Забор", "Лес вдали", "Динозавр" (дорисовывание ломанными линиями спины, хвоста, зубов в изображении); изображение с натуры двух сосудов, сходных по форме, но имеющих разные пропорции и размеры (кружки, бутылки из-под молока и простокваши) работа простым карандашом или фломастером. Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека ("Женщина" или "Мама"); зарисовка выполненной ранее аппликации "Петрушка", "Сказочная птица" или др. (по выбору учителя). Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом) - по выбору учителя. "Береза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой", "Дом в деревне", "Дом в городе" - по выбору учащихся. Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи» Обучение приемам получения составных цветов в работе с акварелью (зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого). Совершенствование умений узнавать и называть локальный цвет предмета. Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение приемам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре, покрывать поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, кончиком и корпусом и т.д.). Закрепление приема работы красками "примакивание" (акварелью). Примерные задания. Рисование сразу кистью: деревья "Сосна", "Ель"; "Волны на море"; "Кораблик плывет по воде". Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искусства (вариант работы: роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): "Человек в одежде", "Мама в новом платье", "Птичка", "Котенок" или др. - по выбору учителя. Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов; листьев несложной формы (акации, клевера и т.п. - на тонированной бумаге). Работа красками в сравнении: "Солнышко светит, белые облака" -"Серая туча, идет дождь" сопоставление радостных и мрачных цветов (графический диктант гуашью по тонированной голубым цветом и серым цветом бумаге). Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства» Беседа по плану: 1. Кто написал картину. 2. Чем написал художник картину, на чем. 3. Что художник изобразил на картине. 4. Как нужно смотреть и понимать картину. Материал к уроку. Произведения живописи и книжной графики: И. Левитан "Золотая осень"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Шишкин "Лес зимой", иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева или др. - по выбору учителя, доступные пониманию учащихся. Речевой материал Во втором классе закрепляется речевой материал I класса. Новые слова, словосочетания, фразы: Гуашь, фон, акварель; береза, ель, сосна; одежда; кончик кисти; смешивать краски; круглый, квадратный, треугольный; Смешай краски. Примакивай кистью вот так... Я смешиваю краски. Картину нарисовал художник. Что он нарисовал? Что это? Что делает? Какое время года? Почему? Основные требования к знаниям и умениям учащихся II класса к концу учебного года Учащиеся должны знать: - о работе художника, ее особенностях (элементарные сведения); - требования к композиции изображения на листе бумаги; - некоторые характерные признаки деревьев разных пород (березы, ели, сосны); строение дерева (части дерева); - речевой материал, изучавшийся в I и II классе; Учащиеся должны уметь: рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях (горизонтальном, вертикальном, наклонном к горизонтальному направлению); - рисовать предметы с простой, слабо расчлененной формой (с помощью опорных точек, по шаблону или самостоятельно, от руки); - изображать фигуру человека в лепке и в рисунке под руководством учителя и по памяти, самостоятельно; - рисовать деревья сразу кистью или фломастером, передавая отличительные признаки, учитывая строение; - изображать дома городского и деревенского типа; - передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на тему; - выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета; - следовать предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании. Тематическое планирование 2 класс № п/п Разделы, темы Количество часов 1. Обучение композиционной деятельности 2. Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать 11 форму предметов, пропорции и конструкцию 3. Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми- 11 рование умений передавать его в живописи 4. Обучение восприятию произведений искусства За год: 9 3 34 ч. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО Учебник: «Изобразительное искусство». 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. Календарно-тематический план 2 класс № п/п Тема Сроки Примечание Количество планируемые фактические часов 1-я четверть 8 Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень! Рисование. Ветка с вишнями. Рисование и лепка Лепка. Корзина с разными съедобными грибами 1 4. Беседа о художниках и их картинах 1 5. Фон темный, Рисунок зайца светлый. 1 6. Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листок дерева. 1 7. Рабочее место для рисования красками акварель. Рисование фона. Небо 1 8. Главные и составные цвета. Рисунок. Туча. 1 2-я четверть 8 Рисунок. «Фрукты на столе». «Овощи на столе» Рисование фигуры человека по шаблону 1 11. Беседа о художниках и их картинах. Лепка человека 1 12. Рисунок. «Мама в новом платье» 1 13. Лепка. Снеговик. Рисунок. «Снеговики во дворе» 1 14. Панорама «В лесу зимой». Работа с бумагой и ножницами. Аппликация и рисунок 1 15. Весёлый Петрушка на новогоднем празднике. 1 1 2. 3. 9. 10. 1 1 1 16. Весёлый хоровод вокруг ёлки. 1 Аппликация «Хоровод» 3-я четверть 10 17. Разные породы Лепка «Собака» 18. Рисунок «Собака» 19. Разные породы Лепка «Кошка» 20. Лепка. Мишка. Собачка. 1 21. Аппликация с дорисовыванием «Мишка» Дымковская игрушка. Лепим «Барыню» 1 1 25. Рисунок «Птичказарянка» Весна. Скворечники на берёзе. Аппликация «Скворец сидит на ветке и поёт песню» Аппликация «Ваза» 26. Рисунок «Ваза» 1 4-я четверть 9 27. Красивые разные цветы. Цветы в работах известных художников 1 28. Рисунок «подснежник» 1 29. Аппликация. «Подснежник» Рисунок «Ваза с цветами» 1 Аппликация «Ваза с цветами» 1 22. 23. 24. 30. 31. собак. 1 1 кошек. 1 1 1 1 1 32. Рисунок «Кактус» 1 33. Праздники 1 Мая и 9 Мая. Открытки к праздникам весны. Рисунок «Открытка к празднику» Рисунок по описанию «В парке весной» 1 34. 1