АОПР_мир природы и человека 2б(к)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Администрация Городищенского муниципального района
МБОУ "Городищенская СШ № 2"

Адаптированная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир природы и человека»
для обучающейся 2Б класса

Городище 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» для 2 класса составлена на
основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и
науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 20.05.2020г. № 254 (в ред. приказа Министерства просвещения Российской
Федерации от 23.12.2020г. № 766).
Для реализации данной программы используется учебник Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А.,
Попова М. А. и др. «Мир природы и человека» (в 2 частях). Москва, «Просвещение», 2018.
Описание места учебного предмета
Программа по предмету «Мир природы и человека» разработана для обучающихся 2 класса,
детей с нарушением интеллекта. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, в год 34 часа.
Цель программы обучения:
-углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между
объектами, явлениями и состояниями природы;
-формирование основы для изучения в дальнейшем предметов «Естествознание» и «География»,
создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи программы обучения:
- уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об
основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи
живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
- выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания,
использовать в речи итоги наблюдений;
- сформировать знания учащихся о природе своего края;
- сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить
учащихся бережному отношению к природе.
Коррекционно-развивающие задачи:
- уточнять имеющиеся представления о живой и неживой природе, давать новые знания об основных
ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширять представления о взаимосвязи
живой и неживой природы,
о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания,
использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формировать знания о природе своего края;
- формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей
бережному отношению к природе.

Содержание учебного предмета
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода.

Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой
природы по основным параметрам: внешний
вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в
природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце –звезде, вокруг которой в
космосе двигается Земля.
Сезонные изменения
Временные изменения.
День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток.
Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в
неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние,
летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы.
Весна ― ранняя,середина весны, поздняя
весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и
по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в природе в разное время года.
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные в
разное время года. Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны
года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Увядание и
появление растений. Подкормка птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие
животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. Одежда
людей в разное время года.
Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения,
спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями
(похолодание, гололед, жара и пр.)
Живая природа
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Внешнее
строение (корень, стебель, лист). Уход
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания,
чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат
животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма. Животные дикие. Звери.
Птицы.. Рыбы. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни.
Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период
гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).Охрана
природы:
наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за
растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, ознакомление с правилами ухода за
домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с
видами помощи диким животным, и т.п.
Человек
Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни
человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств.
Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы
и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Предупреждение заболеваний и травм. Простейшие действия при получении травмы: обращение за
помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего

состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в
природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения
человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Планируемые результаты освоения предмета «Мир природы и человека»
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения; узнавание и называние изученных объектов на
иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; ухаживание за
комнатными растениями;
- кормление зимующих птиц; составление повествовательного или описательного рассказа из 2-3
предложений об изученных объектах по предложенному плану;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной
учителем ситуации.
Достаточный уровень:
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов
чувств; знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных
особенностей; готовность к использованию полученных знаний
при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач; ответы на вопросы и постановка
вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или
наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;
адекватное взаимодействие с объектами
окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий; готовность к использованию
сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме
программы.
Личностные результаты:
– осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
–целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей;
–самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
–понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах
и правилах поведения в современном обществе;
–готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Метапредметные результаты

Формирование следующих универсальных действий:
Регулятивные БУД:
– адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из- за парты и т.д.);
– принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
– активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;
– соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
– выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
– устанавливать видо-родовые отношения предметов;
– делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
– пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями;
– читать;
– наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
– работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях).
Коммуникативные БУД:
– вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс,
учитель−класс); –использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
– обращаться за помощью и принимать помощь;
– слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
– сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно
относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
– договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

Учебник: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. «Мир природы и человека в 2-х частях».
2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

№
п/п
1
2
3
4

Календарно-тематическое планирование 2 класс
«Мир природы и человека»
Тема урока
Кол-во
Дата
часов
План.
Факт.
Сезонные изменения.
Влияние солнца на смену времён года.
1
Сутки.
1
Долгота дня летом и зимой.
1
Времена года. Осень.
1

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Растения осенью.
Животные осенью.
Занятия людей осенью.
Зима.
Растения и животные зимой.
Занятия людей зимой.
Весна .
Растения весной. Животные весной.
Занятия людей весной.
Лето.
Растения летом. Животные летом.
Занятия людей летом.
Неживая природа.
Вода.
Вода горячая и холодная. Температура
воды.
Вода в природе. Значение воды.
Живая природа. Растения
Части растений.
Жизнь растений.
Растения влаголюбивые и
засухоустойчивые. Растения
светолюбивые и тенелюбивые.
Комнатные растения. Уход за
комнатными растениями.
Овощи. Огород. Овощи в питании
человека.
Сад. Фрукты. Фрукты в питании
человека.
Уход за растениями сада и огорода.
Живая природа. Животные.
Дикие и домашние животные.
Кошка и рысь. Породы кошек.
Собака и волк. Породы собак.
Рыбы.
Живая природа. Человек.
Гигиена тела человека.
Органы пищеварения.
Питание человека.
Правила питания. Профилактика
отравлений.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».