Положение о дистанционном обучении

ПРИН
с учет
мнени
родите
комит
МБОУ
№2
Прото
от
Предс
______
/

Положение об организации обучения с применением электронногообучения и
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Городищенская средняя школа № 2»
1. Общие положения
1.1.
Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных
технологиях при реализации образовательных программ (далее – Положение) в МБОУ
“СШ № 2” (далее – ОО) разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (статьи 13,16,17, 18, 28,30,41);
Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»;
Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных
программ
среднего
профессионального
образования
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, направленными письмом Минпросвещения
России от 19 марта 2020 года № ГД-39/04.
1.2.
В настоящем Положении используются следующие термины и
определения:
1.2.1.
электронное обучение – организация образовательной деятельности с
1

применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной
информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
1.2.2.
дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии,
реализуемые
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагогических работников;
1.2.3.
электронная информационно-образовательная среда – совокупность
электронных учебно-методических комплексов, электронных информационных ресурсов,
электронных
образовательных
ресурсов,
информационных
технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств,
обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме
независимо от места их нахождения;
1.2.4.
синхронное обучение – форма организации образовательного процесса в
режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий
(учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь);
1.2.5.
асинхронное обучение – форма организации образовательного
процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например,
обучение с использованием электронной почты).
1.2.6.
гибридное обучение – форма организации образовательного процесса,
при которой часть участников процесса обучения находится в школе, а часть – дома.
1.3.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
применяются в целях:
1.3.1.
повышения эффективности и качества предоставляемых ОО
образовательных услуг за счет внедрения современных образовательных технологий;
1.3.2.
интенсификации процесса обучения, включая обучение по
индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению;
1.3.3.
предоставление обучающимся возможности освоения образовательных
программ непосредственно по месту жительства или временного пребывания;
1.3.4.
индивидуализации обучения с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся (при
отсутствии медицинских противопоказаний);
1.3.5.
расширение образовательного контента.
1.4.
Обучение с применением электронного обучения или дистанционных
образовательных технологий может быть организовано для обучающихся по программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также для
обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.
1.5.
ОО реализует основные и дополнительные образовательные программы
или их части с применением электронного обучения в предусмотренных
законодательством Российской Федерации формах обучения или при их сочетании, при
2

проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации.
1.6.
ОО вправе организовать электронное обучение и (или) обучение с
использованием дистанционных образовательных технологий во время карантина, при
отмене занятий по причине низкого температурного режима или во время
эпидемиологических вспышек, в период действия ограничительных мер, связанных с
ухудшением эпидемиологической ситуации, а также по запросу обучающихся или
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
1.7.
Местом осуществления образовательной деятельности при реализации
образовательных программ или их части с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий является место нахождения ОО независимо
от места нахождения самих обучающихся. Ответственность за жизнь и здоровье
несовершеннолетних обучающихся в случае осуществления образовательной
деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий несут их
родители (законные представители).
1.8.
Информация
об
электронном
обучении
и
дистанционных
образовательных технологиях при реализации образовательных программ размещается
на официальном сайте ОО в сети Интернет и информационных стендах ОО в местах
осуществления образовательной деятельности. Ответственность за актуальность и
достоверность информации несет должностное лицо, назначенное распорядительным
актом руководителя ОО.
1.9.
Реализация
общеобразовательных
программ
с
применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется в
целях реализации прав обучающихся на получение общедоступного и бесплатного
общего
образования
в
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными стандартами в период режима функционирования «Повышенная
готовность».
1.10.
В зависимости от уровня технической оснащенности образовательной
организации и наличия персональных устройств и сети Интернет у обучающихся, школа
может реализовать следующие модели организации взаимодействия педагогов и
обучающихся при реализации образовательных программ сиспользованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий (см. Приложение 1):

Модель

Модель 1
Модель 2
Модель 3

Учитель
Устройство
(компьютер,
Интернет
планшет,
ноутбук,
смартфон)
V
V
X
X
V
V
3

Ученик
Устройство
(компьютер,
Интернет
планшет,
ноутбук,
смартфон)
V
V
V
V
X
X

Модель 4

X

X

X

X

X - отсутствиеV - наличие
При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное устройство и
доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие ресурсы:
 учебники и пособия на бумажных носителях; \
 учебники и пособия в электронном формате;
 электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, «Учи.ру» и пр.);
 федеральные и региональные образовательные телеканалы;
 платформы для организации онлайн-уроков.
Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством:
 дистанционных уроков (видеоконференций);
 электронных уроков (ссылок, списков ссылок на тренажеры (ссылок, списков
ссылок на тренажеры, ссылок на видеозаписи уроков, подкасты);
 уроков на образовательных телеканалах;
 самостоятельной работы ученика.
При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети
Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы:
 учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
 образовательные телеканалы;
 инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях,
содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи
выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю может осуществляться
посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах) родителей, родственников
или размещаются на ресурсах, к которым имеют доступ родители (законные
представители) обучающихся: сайте образовательной организации, в социальных сетях, и
иных ресурсах, используемых для связи педагогов и родителей.
Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае является
самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя; просмотр уроков на
образовательных телеканалах; ведение записей.
При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет
отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
 учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
 учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флешносителе);
 инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных
носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и
4

передачи выполненных материалов учителю;
 образовательные телеканалы.
Основными видами организации деятельности обучающихся в данном случае являются:
самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение офлайнзаданий; уроки на образовательных телеканалах.
При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет
отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
 учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
 образовательные телеканалы;
 инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях,
содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи
выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю может
осуществляться по почте или в школе в установленные дни.
Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае является
самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя (для уточнения
полученных инструкций возможно использовать телефонную связь: стационарную или
мобильную); просмотр уроков на образовательных телеканалах.
Формы обратной связи (использование электронной почты, тестов, гугл-формы,
видеоконференций, чатов, размещение материалов в закрытой группе социальной сети и
др.) определяет школа.
1.11.
Дистанционное обучение может быть организовано в сочетании с иными
формами организации образовательного процесса, формами обучения и формами
получения образования.
В случае применения дистанционных образовательных технологий возможны
следующие гибридные формы (см. Приложение 2):
 учитель – в классе (например, на дистанционное обучение переведен только один
класс), обучающиеся – дома;
 учитель – дома (например, учитель в группе риска), обучающиеся – в классе,
волонтер – в классе;
 учитель – в классе, часть обучающихся – в классе, часть обучающихся – дома
(например, соблюдают самоизоляцию после поездки);
 учитель – дома, часть обучающихся – в классе, часть обучающихся – дома,
волонтер – в классе.
Переход на гибридные формы обучения возможен в следующих случаях:
часть обучающихся соблюдает самоизоляцию (например, по решению семьи
или по предписанию врачей);
дорога до школы связана с использованием общественного транспорта, семья
хочет минимизировать контакты;
обучающиеся или педагог находятся в группе риска (например, педагог старше
5

65 лет, педагог/обучающийся страдает хроническими заболеваниями и др.).
1.12.
Для организации дистанционного обучения могут использоваться
следующие платформы (сервисы): «Российская электронная школа»; «Учи.ру»; «Якласс»; «Лекториум»; «Фоксфорд»; «Яндекс.Учебник»; Медиатека, «Просвещение»;
Издательство «Академкнига/Учебник» и другие.
Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения основано на использовании
электронных учебно-методических материалов, обеспечивающих в соответствии с
общеобразовательными программами:
организацию работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний
обучающегося (самоконтроль, текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний);
методическое сопровождение и дополнительную информационную
поддержку обучения с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (дополнительные учебные и информационно- справочные
материалы).
1.13.
Дистанционное обучение может быть организовано в следующих
форматах:
 В режиме off-line с использованием существующих общедоступных платформ
(сервисов), указанных в п. 1.12. настоящего Положения;
 в режиме off-line с размещением учебных материалов на облачныхресурсах;
 консультирование в режиме off-line или on-line;
 обучение в режиме on-line;
 самостоятельное обучение с использованием учебников и учебных пособий (на
бумажных носителях).
1.14.
При организации дистанционного обучения в режиме off-line и (или) online с использованием ЭСО с демонстрацией обучающимся фильмов, программ или иной
информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обучающимися,
продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для
учащихся 1-4-х классов - 10 минут, для 5-9-х классов -15 минут.
Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для
интерактивной доски - для детей старше 10 лет - 30 минут; компьютера - для детей 1-2
классов - 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5-9 классов - 30 минут, 10-11 классов - 35
минут.
I.
Порядок организации обучения с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
2.1 Основанием для организации дистанционного обучения является распорядительный
акт общеобразовательной организации об организации дистанционного обучения.
2.2.
Общеобразовательная организация обязана ознакомить обучающихся и их
родителей (законных представителей) с настоящим Положением, учебным планом,
сроками организации дистанционного обучения, режимом работы, расписанием занятий.
2.3.
С целью обеспечения освоения обучающимися общеобразовательных
6

программ в полном объеме:
2.3.1.
Общеобразовательная организация:
для определения формата взаимодействия обучающихся и педагогических
работников осуществляет мониторинг наличия у обучающихся необходимого
оборудования для организации дистанционного обучения (компьютер, планшет, выход в
Интернет, телефонная связь);
осуществляет контроль за ознакомлением всех участников образовательных
отношений с документами, регламентирующими организацию дистанционного обучения;
организует образовательную деятельность (устанавливает режим работы,
расписание занятий, определяет электронные образовательные ресурсы, организует
рабочие места учителей, обеспечивает работу информационно- телекоммуникационной
сети «Интернет»);
осуществляет контроль корректировки рабочих программ педагогами;
вносит изменения в учебный план в части форм и сроков проведения
промежуточной аттестации, при необходимости изменяет количество часов, выделенных
на учебные предметы;
проводит заседание педагогического совета, на котором принимаются
изменения в основные общеобразовательные программы (в части учебного плана,
рабочих программ);
издает
приказ
об
утверждении
изменений
в
основные
общеобразовательные программы;
контролирует соблюдение педагогическими работниками режима работы,
расписания занятий;
осуществляет контроль резервных часов по учебным предметам в
соответствии с учебными планами;
анализирует деятельность общеобразовательной организации;
ежедневно осуществляет сбор информации о количестве обучающихся,
участвующих в образовательной деятельности;
по результатам наблюдения за ходом образовательного процесса и
образовательными результатами своевременно принимает необходимые управленческие
решения.
2.3.2.
Педагогические работники:
вносят изменения в рабочие программы в части тематического планирования (при
необходимости меняют очередность освоения разделов, тем; указывают информацию о
применяемых формах работы, видах самостоятельной работы, способах и формах учета
посещенных занятий, видах и формах контроля, технических средств обучения) и
представляют ее на рассмотрениепедагогическому совету;
организуют контактную работу с обучающимися по освоению учебных программ в
электронной информационно-образовательной среде с использованием электронных
образовательных ресурсов, определенных общеобразовательной организацией;
осуществляют отбор учебного материала, создают простейшие, нужные для
обучающихся, ресурсы и задания;
7

обеспечивают обратную связь с обучающимися, в том числе путем направления
(устных и аудио) рецензий на выполненные работы;
проводят устные онлайн - консультации;
контролируют процесс освоения обучающимися программного материала;
готовят материалы для проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации;
проводят текущий и промежуточный контроль за качеством освоения учебных
программ;
ежедневно информируют администрацию общеобразовательной организации о
количестве обучающихся, участвующих в образовательном процессе;
ведут электронный журнал (дневник);
информируют родителей (законных представителей) и администрацию
общеобразовательной организации о результатах освоения образовательной программы.
2.3.3.
Родители (законные представители) обучающихся поддерживают
постоянную связь с учителем-предметником, классным руководителем посредством
контактных телефонов, электронной почты, социальных сетей и других форм.
II.

Ответственность участников образовательных отношений

3.1. Общеобразовательная организация и педагогические работники несут
ответственность за:
организацию образовательного
процесса
и
качество
реализации
образовательных программ;
качество разработанных (скорректированных) рабочих программ учебных
предметов;
качество предлагаемых и разработанных электронных образовательных
ресурсов;
участие обучающихся в процессе обучения;
организацию контроля освоения рабочих программ учебных предметов;
взаимодействие с родителями (законными представителями);
индивидуальный учет образовательных достижений обучающихся;
ведение электронного журнала (дневника).
3.
2. Обучающиеся обязаны:
добросовестно осваивать образовательные программы в соответствии с
установленным графиком, режимом работы и расписанием занятий;
своевременно предоставлять информацию о степени освоения учебного
материала; направлять на проверку учителю полученные задания.
3.3.
Родители (законные представители) обучающихся обязаны:
обеспечить участие обучающихся в дистанционном обучении в
соответствии с установленным режимом работы общеобразовательной организации и
расписанием занятий;
контролировать выполнение обучающимся заданий и направление их
8

учителю;
незамедлительно информировать классного руководителя о болезни
обучающегося или о его выздоровлении.

-

III.

Заключительное положение

4.1.
Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до
принятия нового в рамках действующего нормативного законодательного регулирования
в области общего образования.

9

Приложение 1

Модели взаимодействия педагогов и обучающихся
при реализации образовательных программ с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий

В зависимости от уровня технической оснащенности образовательной организации и
наличия персональных устройств и сети Интернет у обучающихся школа может
реализовывать одну из четырех моделей организации взаимодействия педагогов и
обучающихся при реализации образовательных программ сиспользованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий:
Модель/Условия

Устройство (компьютер, планшет,
ноутбук, смартфон)

Интернет

Модель 1

V

V

Модель 2

X

V

Модель 3

V

X

Модель 4

X

X

1.
При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное
устройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие
ресурсы:
 учебники и пособия на бумажных носителях;
 учебники и пособия в электронном формате;
 электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, "Учи.ру" и пр.);
 федеральные и региональные образовательные телеканалы;
 платформы для организации онлайн-уроков.
Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством:
 дистанционных уроков (видеоконференций);
 электронных уроков (ссылок, списков ссылок на тренажеры, ссылок на
видеозаписи уроков, подкасты);
 уроков на образовательных телеканалах;
 самостоятельной работы ученика.
Для управленческой команды школы, классного руководителя, учителя- предметника
и ученика предлагаются следующие чек-листы:
Чек-лист управленческой команды
1. Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план
2. Обеспечены технические условия
3. Составлено расписание
10

Чек-лист классного руководителя
1. Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения
2. Составляется расписание дистанционных и электронных уроков со ссылками
(ссылки предоставляются учителями-предметниками)
3. Расписание передается ученикам и их родителям
4. Осуществляется контроль посещения дистанционных уроков (ежедневно)
5. Осуществляется мониторинг учебных достижений обучающихся класса в
электронном журнале
Чек-лист учителя-предметника
1. Подготовлены материалы для дистанционных уроков (презентации, видео,
иллюстрации и пр.)
2. Подготовлены ссылки на видеоуроки, онлайн-тесты, интерактивные задания
для электронных уроков и домашнего задания
3. Согласована схема передачи выполненных заданий
4. Ссылки на электронные образовательные ресурсы и конференции для
проведения дистанционных уроков прописываются в технологической карте
урока и размещается не позднее 8.00 дня проведения урока
Чек-лист ученика
1. Получены ссылки на электронные образовательные ресурсы и конференции
для проведения дистанционных уроков
2. Время проведения дистанционных уроков отмечено в расписании
3. К дистанционному уроку подготовлены необходимые учебники, пособия,
тетради
4. Выполненное домашнее задание отправлено учителю по согласованному
каналу в указанные сроки
При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети
Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы:
 учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных
носителях;
 образовательные телеканалы;
 инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях,
содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и
передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю может осуществляться
посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах) родителей, родственников
или соседей.
Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае станет
самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя; просмотр уроков на
образовательных телеканалах; ведение записей.
11

Чек-лист управленческой команды
1. Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план
2. Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов, инструкций
для учеников (возможность копирования материалов)
3. Составлено расписание
Чек-лист классного руководителя
1. Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения
2. Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам и
выполненных заданий от учеников учителю (через электронную почту
родителей, соседей и т.п.)
3. Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по
данным учителя-предметника)
4. Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников класса в
электронном журнале
Чек-лист учителя-предметника
1. Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том числе
объяснение материала, презентации, перечень страниц учебника, расписание
уроков на образовательном телеканале и пр.)
2. Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданными
объемами и временными рамками
3. Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций ученикам и
выполненных учениками заданий
4. Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий,
периодичность)
Чек-лист ученика
1. Получены материалы для самостоятельной работы
2. Составлен график отправки выполненных заданий учителю
3. Выполненные задания отправляются учителю заранее согласованным способом
в соответствии с графиком
При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет
отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
 учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных
носителях;
 учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флешносителе);
 инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных
носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки
12

выполнения и передачи выполненных материалов учителю;
 образовательные телеканалы.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются
самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение офлайнзаданий; уроки на образовательных телеканалах.
Чек-лист управленческой команды
1. Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план
2. Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов, инструкций
для учеников (возможность сохранения материалов на электронных носителях)
Чек-лист классного руководителя
1. Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения
2. Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам и
выполненных заданий от учеников учителю (электронные носители,
бумажные носители)
3. Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по
данным учителя-предметника)
4. Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников класса в
электронном журнале
Чек-лист учителя-предметника
1. Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том числе
объяснение материала, расписание уроков на образовательном телеканале и пр.)
2. Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданными
объемами и временными рамками
3. Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций ученикам и
выполненных учениками заданий (передача материалов на электронных
носителях)
4. Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий,
периодичность)
Чек-лист ученика
1. Получены материалы для самостоятельной работы
2. Составлено расписание занятий
3. Составлен график передачи выполненных заданий учителю
4. Выполненные задания передаются учителю заранее согласованным способом
(на флеш-носителе, в бумажном виде) в соответствии с графиком
При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет
отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
 учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных
13

носителях;
 образовательные телеканалы;
 инструкции (технологические карты урока) для ученика по выполнению заданий
на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные
рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
 Передача инструкций (технологических карт урока) ученику (родителям) и
выполненных заданий учителю может осуществляться по почте или в школе в
установленные дни.
Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае станет
самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя (для уточнения
полученных инструкций возможно использовать телефонную связь: стационарную или
мобильную); просмотр уроков на образовательных телеканалах; ведение записей.
Чек-лист управленческой команды
1. Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план
2. Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов, инструкций
(технологических карт урока) для учеников (возможность копирования
материалов на бумажные носители)
Чек-лист классного руководителя
1. Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения
2. Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам и
выполненных заданий учителю
3. Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по
данным учителя-предметника)
4. Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников класса в
электронном журнале
Чек-лист учителя-предметника
1. Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том числе
объяснение материала, расписание уроков на образовательном телеканале и пр.)
2. Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданными
объемами и временными рамками
3. Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций ученикам и
выполненных заданий (передача материалов ученикам или их родителям на
бумажных носителях в школе или по почте)
4. Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий,
периодичность)
Чек-лист ученика
1. Получены материалы для самостоятельной работы
2. Составлено расписание занятий
14

3. Составлен график передачи выполненных заданий учителю
Выполненные задания передаются учителю заранее согласованным способом (в
школе/по почте/через родителей в бумажном виде) в соответствии с графиком
Приложение 2
Формы организации образовательного процесса при реализации образовательных
программ с применениемэлектронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
Гибридное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой часть
участников процесса обучения находится в школе, а часть - дома. Решение об
использовании гибридного обучения принимается образовательной организацией
самостоятельно в зависимости от технического обеспечения и существующей
эпидемиологической обстановки.
Традиционный формат обучения предполагает, что обучающиеся и учитель находятся в
классе. В случае применения дистанционных образовательных технологий возможны
следующие гибридные форматы:
 учитель - в классе (например, на дистанционное обучение переведен только один
класс), обучающиеся - дома;
 учитель - дома (например, учитель в группе риска), обучающиеся - в классе,
волонтер - в классе;
 учитель - в классе, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома
(например, соблюдают самоизоляцию после поездки);
 учитель - дома, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома, волонтер
- в классе.
В каких случаях целесообразен переход на гибридные форматы обучения:
 часть обучающихся соблюдает самоизоляцию (например, по решению семьи или
по предписанию врачей);
 дорога до школы связана с использованием общественного транспорта, семья
хочет минимизировать контакты;
 обучающиеся или педагог находятся в группе риска (например, педагог старше 65
лет, педагог/обучающийся страдает хроническими заболеваниями и др.).
Учитель - в классе, обучающиеся - дома
Техническое обеспечение: компьютер, камера, микрофон, колонки.
При данной форме гибридного обучения важно учитывать, что для обучающихся все
уроки проходят за компьютером (персональным устройством). Поэтому время
непосредственного синхронного общения учителя и учеников не должно превышать
установленное СанПиН. Урок можно начать с объяснения темы, разбора примеров и
задач, затем учитель отключается, а обучающиеся самостоятельно выполняют
тренировочные упражнения и направляют свои ответы на проверку. Целесообразно
использовать технологию "перевернутого класса": обучающиеся до урока знакомятся с
теорией, а на уроке разбирают практические задания.
15

Важно понимать, как школьники видят наглядные материалы (схемы, рисунки,
иллюстрации). Даже самая хорошая камера не передает полноценно написанное мелом
на доске. Также не стоит выводить иллюстрации на экран через проектор. Целесообразно
проводить урок в режиме демонстрации экрана. Так всем будет видно хорошо.
Совет! Ведите запись своих уроков. Впоследствии видеозапись можно отправить
обучающимся (разместить в электронном журнале ссылку) для повторения и
самостоятельной работы. Обратите внимание, что если в кадр попадают обучающиеся, то
необходимо получить согласие родителей (законных представителей) на видеозапись
уроков.
Учитель - дома, обучающиеся - в классе, волонтер - в классе
Техническое обеспечение: компьютер, большой экран, камера, микрофон, колонки.
Обучающиеся не могут находиться в классе без взрослого. Во время урока в классе
находится волонтер (в его обязанность в том числе входит обеспечение подключения
учителя). Учитель проводит урок, находясь дома: объясняет тему, задает вопросы,
комментирует параграф учебника. При таком формате время, в течение которого
обучающиеся смотрят на экран, не может превышать установленное СанПиН. После
объяснения материала учитель предлагает обучающимся выполнить задания из учебника,
решить уравнения, прочесть параграф. Волонтер при этом контролирует дисциплину и
оказывает необходимую помощь обучающимся.
В качестве волонтеров могут привлекаться не задействованные на данном уроке педагоги,
студенты педагогических вузов и колледжей.
При подготовке к таким урокам учителям следует договориться, как выстроить
обратную связь: будет ли учителю хорошо слышно, если отвечает ученик, сидящий за
последней партой; будет ли учитель видеть поднятую руку и т.д. Возможно, стоит
рассмотреть иные способы обратной связи, отличные от традиционного урока. Вместо
устных ответов - блицопросы через электронные формы, вместо поднятых рук - краткий
ответ в чате.
Учитель - в классе, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома
Техническое обеспечение: компьютер, камера, микрофон, колонки.
При таком формате учитель должен соблюдать баланс в общении с обучающимися,
находящимися в классе и дома, вовлекая всех в деятельность по освоению темы урока
(вопросы, блицопросы, голосования). Здесь также необходимо продумать, как
демонстрируется экран и что именно видят обучающиеся, находящиеся у экрана. Стоит
избегать работы с доской: обучающиеся просто не увидят надписи. Лучше подготовить
презентацию с небольшим количеством крупного текста и запустить режим
демонстрации экрана.
Важно помнить, что через 20 - 25 минут урока необходимо дать возможность
обучающимся, находящимся перед компьютером, выполнить самостоятельные задания
офлайн (сверяйте "экранное" время с СанПиН). Можно предложить им отключиться, а в
конце урока созвониться или снова подключиться на короткое время, чтобы сверить
16

ответы.
Совет! Находясь дома, без постоянного присмотра учителя, ученик может
воспользоваться Интернетом для поиска правильных ответов. Это, безусловно, развивает
цифровые компетенции и навыки поиска информации, но лучше предусмотреть для
самостоятельной работы школьников проблемные задания соткрытым ответом.
Учитель - дома, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома,волонтер в классе
Техническое обеспечение: компьютер, большой экран, камера, микрофон, колонки.
Это самый сложный для организации формат. Такие занятия подойдут для проведения
уроков по предметам с низким рангом трудности (ОБЖ, МХК). Эффективны они будут
только в старших классах. Один учитель может провести урок сразу для всей параллели.
Рекомендации по выбору формы организации образовательного процесса:
Для 1 - 4, 9 и 11 классов предпочтительным будет очное синхронное обучение. Возможно
сочетание очного и дистанционного форматов. Так, для 9 и 11 классов может быть
составлено расписание, при котором половина обучающихся находится в школе очно в
понедельник и вторник (для изучения основных предметов, предметов по выбору,
предметов с высоким рангом трудности), а в остальные дни - учатся дома асинхронно в
удобном режиме по материалам, предлагаемым учителем. Проводятся онлайнконсультации в небольших группах. Вторая половина обучающихся приходит в школу в
четверг и пятницу, а в первой половине недели обучается асинхронно.
Для 5 - 8 и 10 классов предпочтительны гибридные форматы организации
образовательного процесса, предусматривающие: наполняемость класса не более 50%;
возможность по письменному заявлению родителя обучаться только в дистанционном
формате или с выборочным посещением отдельных предметов.

17

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».