Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития
Адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования (далее - АООП НОО)
для детей с задержкой психического развития определяет основные направления
работы на период 2016-2020гг.
Данная образовательная программа разработана на основе:
•
Конвенции о правах
ребенка;
•
Конституции Российской
Федерации;
•
Федерального
закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
•
федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для
детей с задержкой психического развития;
•
нормативно-методической
документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых
актов в области образования;
•
примерной адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для
детей с задержкой психического развития;
Адаптированная
основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой псхического развития (далее –
ЗПР) составлена
на основе примерной адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования для детей
с ЗПР (вариант 7.1),
которая адресована обучающимся с задержкой
психического развития с уровнем психофизического развития, близкого
возрастной норме; отставание проявляется
в целом или локально в отдельных функциях (специфическое расстройство школьных
навыков, а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения
со стороны двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном объеме).
Обучающиеся с задержкой психического развития имеют особые
образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и
специфические.
К общим потребностям
относятся:
·
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
·
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
·
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого
как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной
работы;
·
получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям
обучающегося с ОВЗ;
·
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
·
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
·
постепенное расширение
образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной
организации.
К специфическим образовательным
потребностям относятся:
·
адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования
с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
·
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды
с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики
пихических процессовобучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
·
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,
направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также
специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов
эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
·
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающихся с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом»
предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании
специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию
обучающихся, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
·
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ЗПР;
·
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
·
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
·
обеспечение непрерывного контроля за
становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР,
продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными
заданиями самостоятельно;
·
постоянное
стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
·
постоянная помощь в
осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и
совершенствовании освоенных умений;
·
специальное обучение
«переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
·
постоянная
актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
·
использование
преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
·
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, со взрослыми), формирование
навыков социально одобряемогоповедения;
·
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности
к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
·
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество
с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной
позиции, нравственных и общекультурных ценностей).