20.07.2022
Как было |
Как стало |
Способы,
которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО |
|
Требований
к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не
было |
Во
ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может
формировать программы разного уровня и направленности с учетом
образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо
обеспечивать вариативность содержания программ. Первый – в структуре
программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и
учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать
программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно
разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с
образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5
ФГОС ООО) |
Требования к
результатам освоения программы |
|
Требований
было меньше |
Требования
к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам
результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили
результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На
уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном
изучении некоторых дисциплин (п.
9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС
ООО) |
Требования к
пояснительной записке |
|
Содержание
пояснительной записки было разным для НОО и ООО |
Теперь
содержание пояснительной записки одинаковое. На уровне НОО больше не нужно
указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к
организации внеурочной деятельности, но необходимо прописать механизмы
реализации программы (п. 30.1
ФГОС НОО). А на уровне ООО понадобится добавить общую характеристику
программы. Еще для ООО нужно описать механизмы реализации программы. Это
касается и индивидуальных учебных планов (п. 31.1 ФГОС ООО) |
Требования к
рабочим программам |
|
Не
было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом
рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с
учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и
цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения
внеурочных занятий |
Рабочие
программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом
рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что
по каждой теме возможно использовать электронные образовательные
ресурсы. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм
для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам
такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО) |
Содержание
календарного плана воспитательной работы |
|
Ранее
календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных
государственных образовательных стандартах |
Указали,
что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует
и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п. 33
ФГОС ООО) |
Перечень
обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей |
|
Деление
предметов и курсов по предметным областям было другим |
В
предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет
«Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и
«Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области
«Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает
учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область
«ОРКСЭ» и «ОДНКНР» входят учебные модули по основам православной, исламской,
буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской
этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится
оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п.
33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе
разработать шаблон самостоятельно |
Изучение родного
и второго иностранного языка на уровне ООО |
|
Включали
в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов |
Теперь
изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если
для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления
родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их
собрать (п. 33.1 ФГОС ООО) |
Объем часов
аудиторной нагрузки |
|
ФГОС
НОО: 2904 – минимум, 3345
– максимум ФГОС
ООО: 5267 – минимум, 6020
– максимум |
ФГОС
НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум (п. 32.1 ФГОС НОО) ФГОС
ООО: 5058 – минимум, 5549 – максимум (п. 33.1 ФГОС ООО) |
Объем внеурочной
деятельности на уровне НОО |
|
1350
часов |
1320
часов (п. 32.2 ФГОС НОО) |
Требования к
структуре содержательного раздела ООП |
|
Раздел
включал: программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД
на уровне ООО; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов
внеурочки на уровне НОО; рабочую программу воспитания; программу формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО;
программу коррекционной работы |
На
уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО). На уровне ООО
вместо программы развития УУД указали программу формирования
УУД. Программу коррекционной работы нужно включать, если в школе
обучаются дети с ОВЗ. Также добавили рабочие программы учебных модулей (п. 32 ФГОС ООО) |
Особенности
обучения детей с ОВЗ |
|
Применяли
ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для умственно отсталых |
ФГОС
НОО для детей с ОВЗ нельзя применять на уровне ООО.
Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе
ФГОС ООО (п. 12 ФГОС ООО).
Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно
не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо
предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить срок и
продолжительность изучения иностранного языка для глухих, слабослышащих
учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями
опорно-двигательного аппарата. Если увеличиваете срок освоения адаптированной
программы до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных часов не может
быть менее 6018 (п. 33.1 ФГОС
ООО) |
Использование
электронных средств обучения, дистанционных технологий |
|
Настолько
подробных норм не было |
Зафиксировали
право школы применять различные образовательные технологии. Например,
электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники
учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить
индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен
быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п.
35.4 ФГОС ООО) |
Деление учеников
на группы |
|
Прямого
регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы |
Зафиксировали,
что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на
группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с
учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п.20 ФГОС НОО, п.20 ФГОС ООО) |
Требования к
программе формирования универсальных учебных действий |
|
Требований
и норм было больше |
Для
ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в
области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО) |
Рабочая
программа воспитания |
|
Рабочая
программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные
разделы. Для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований |
Требования
к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что
программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и
описали, что еще в ней может быть (п.
31.3 ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной,
а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные
требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать
целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку
учеников, учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО) |
Информационно-образовательная
среда |
|
Для
учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным
интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов |
Зафиксировали,
что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого
ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода
обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО) |
Оснащение
кабинетов |
|
Были
общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны быть лингафонные
кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой |
Новые
ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным
предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно
оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО) |
Обеспечение
учебниками |
|
Школа
обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников –
в печатном или электронном виде |
Школа
обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в
печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО) |
Психолого-педагогические
условия |
|
Требований
было меньше |
В
новых ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к
условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить
психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО) |
Повышение
квалификации |
|
Во
ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию
минимум раз в три года |
Исключили
норму,
по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года.
В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить
дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан
систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он
должен это делать (п. 38.2
ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО) |
Частные школы |
|
Частные
школы могли получить бюджетные средства только в объеме норматива региона.
Они не включали в себя все виды расходов и были ниже, чем у муниципальных
школ. При этом брать деньги с родителей частные школы не могли, если услугу
хотя бы частично профинансировали из бюджета |
Частные
и государственные школы, которые реализуют государственные программы, теперь
надо финансировать в одинаковом объеме (п. 39.4 ФГОС НОО, п.
40.5 ФГОС ООО) |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.07.2022
Дата обновления: 23.07.2022
Дата публикации: 20.07.2022