АОПР_математика 2б

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Администрация Городищенского муниципального района
МБОУ "Городищенская СШ № 2 "

Адаптированная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
для обучающейся 2Б класса

Городище 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 2 класса составлена на основе следующих
нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и
науки РФ
от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 20.05.2020г. № 254 (в ред. приказа Министерства просвещения Российской Федерации
от 23.12.2020г. № 766).
Для реализации данной программы используется учебник « Математика» для 2 класса (в 2 частях)
Т. В. Алышева, Москва, « Просвещение». 2018
Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год
Цель курса обучения математике во 2 классе – развивать познавательную деятельность младших
школьников с нарушением интеллекта на основе формирования доступных математических
представлений, знаний, умений, необходимых им в повседневной жизни и при изучении других
предметов.
Задачи:
 формировать доступные обучающимся математические знания, умения,
практически применять полученные знания в повседневной жизни, при изучении других предметов;
 обучать умению видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать,
делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности;
 развивать и корректировать недостатки познавательной деятельности,
личностных качеств учащихся средствами математики с учётом индивидуальных возможностей
каждого ребёнка;
 воспитывать у школьников целеустремлённость, трудолюбие,
самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, аккуратность.
Математический материал программы представлен основными разделами:
 Нумерация
 Единицы измерения и их соотношения
 Арифметические действия
 Арифметические задачи
 Геометрический материал


Содержание программы
Повторение
Повторение. Нумерация первого десятка.
Нумерация
Отрезок числового ряда 11-20.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа первого и второго
десятков. Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в
пределах 20 на счётах.
Сравнение чисел. Знаки «>», «<», «=».

Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15= 10+5). Счёт по единице, по 2, по 5, по 3,
по 4 в пределах 20 в прямом и обратном порядке.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10
см.
Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1ч., 1 мес.
Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа.
Запись чисел, выраженных одной единицей измерения – стоимости, длины, времени.
Арифметические действия
Называние компонентов действий сложения и вычитания (в речи учителя).
Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных и
двузначных чисел.
Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени).
Понятия «больше на…», «меньше на…». Решение примеров на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц.
Арифметические задачи
Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два действия,
составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа.
Геометрический материал
Овал. Луч. Построение луча.
Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов.
Чертёжный угольник, его использование при различении видов углов. Вершины, стороны, углы в
треугольнике, квадрате, прямоугольнике.
Измерение и построение отрезков заданной длины (одной единицей измерения).
Построение произвольных углов разных видов. Построение прямого угла с помощью чертёжного
угольника.
Построение геометрических фигур по вершинам.
Повторение материала за год
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Решение примеров и задач,
содержащих отношения «меньше», «больше на», «увеличить». Решение составных арифметических
задач. Построение луча, отрезка, угла, треугольника, прямоугольника, квадрата.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся получат возможность усвоить базовые представления:
 об отрезке числового ряда от 11 до 20;
 о счёте в пределах 20 (количественный, порядковый);
 об однозначных и двузначных числа;
 о компонентах и результатах сложения и вычитания;
 о геометрических фигурах: овале, луче, угле; о видах углов прямом,
тупом, остром; об элементах треугольника, квадрата, прямоугольника углах, сторонах, вершинах.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 образовывать, читать, записывать, откладывать на счётах числа второго
десятка;
 считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 5, по 3,
по4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке (по 3, по 4 – не обязательно);
 сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел
знаки не обязательно; при сравнении двузначных чисел с двузначными возможна помощь учителя);
 пользоваться таблицей состава чисел из десятков и единиц;
 записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости,

длины, времени);
 решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности
(остатка);
 решать задачи на уменьшение и увеличение чисел на несколько единиц
(с помощью учителя);
 показывать стороны, вершины, углы в треугольнике, квадрате,
прямоугольнике;
 измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
 строить луч, произвольные лучи, прямой угол с помощью чертёжного
угольника (возможна помощь учителя);
 строить треугольники, прямоугольники, квадраты по точкам
(вершинам) с помощью учителя.
Изучение предмета «Математика» во 2 классе направлено на получение осознание себя как ученика
заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договорённостей.
Коммуникативные учебные действия:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель – ученик);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
Регулятивные учебные действия:
 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
 пользоваться учебной мебелью;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из –за парты и т.д.);
 работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё
рабочее место;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учётом выявленных недочётов;
Познавательные учебные действия
 выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
 устанавливать видо – родовые отношения предметов;
 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
 пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
 выполнять арифметические действия;
 наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание,
предъявленное на бумажных и электронных носителях);
 применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для
решения познавательных и практических задач;
 использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты.
К концу обучения учащиеся могут усвоить следующие представления:

количественные, порядковые числительные в пределах 20;
состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;
десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков
двузначном числе;

линии — прямую, кривую, отрезок;

единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л;

название, порядок дней недели, количество суток в неделе.

цвет, величину, массу, размер, форму предметов;

положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя;
 смену частей суток: утро, день, вечер, ночь;

арифметические действия сложения и вычитания;

структуру простой арифметической задачи;
 геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
К концу обучения учащиеся смогут:

читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20,
присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;

выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание
их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения

решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание
задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому
решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;
 узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
 чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
 чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
 различать предметы по цвету, массе, форме;
 сравнивать 2 -4 предмета по величине методом наложения, «на глаз»: больше,
меньше, равные, одинаковые;
 сравнивать предметы по размеру (длине, ширине, высоте), наложением,
приложением;
 правильно понимать и употреблять слова: каждый, все, кроме, остальные
(оставшиеся);
 сравнивать предметы по величине, массе «на глаз», «на руку»;
 раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, объяснять порядок
расположения предметов и соотношения между ними (например, самая высокая пирамидка, ниже,
ещё ниже, самая низкая);
 сравнивать два или несколько предметов по величине (длине, ширине, высоте) с
помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов;
 выделять из группы предметов один или несколько предметов, обладающих
определёнными свойствами (одним или несколькими); цвет, величина, форма, назначение;
 оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз»,
объяснять результат путём установления взаимно- однозначного соответствия; выделять лишние,
недостающие предметы;
 увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объём жидкости,
сыпучего вещества; объяснять эти изменения;
 определять положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга, а
также помещать предметы в указанное положение;
 ориентироваться на листе бумаги;
 устанавливать и называть порядок следования предметов;
 узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры, определять форму
знакомых предметов;
 собирать геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей (по
упрощённой схеме); составлять геометрические фигуры из счётных палочек;
 выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ;
выполнять практически с предметами или их заместителями действие, о котором говорится в задаче
 Присчитывание и отсчитывание в пределах 20
 Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приемом пересчитывания или
присчитывания, отсчитывания.
 Замена одних монет другими производится в пределах 10 к., 5 р.




Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.
Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенным
учителем.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
 организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
 использовать в своей деятельности простейшие инструменты для работы на уроке;
 корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством
учителя;
 оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;
 определить план выполнения заданий на уроках при решении примеров и задач под
руководством учителя;
Познавательные:
 ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
 слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
 группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с
помощью учителя;
 использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные:
 участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
 слушать и понимать речь других;
 соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
 оформлять свои мысли в устной речи;
 высказывать свое мнение при обсуждении задания.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

Учебник: Т.В.Алышева «Математика в 2-х частях» 2 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций реализующих адапт. основные общеобразоват. программы . – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2018.
Т.В.Алышева, М.А.Мочалина. Проверочные работы 2 класс .М.; Просвещение. 2022г

Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Название темы
Счёт предметов. Название и обозначение цифрами чисел от 1 до 10.
Последовательность чисел в прямом и обратном порядке.
Повторение состава чисел в пределах 10. Последующее, предыдущее
число.
Геометрический материал. Прямая линия, кривая линия, отрезок.
Геометрический материал. Прямая линия, кривая линия, отрезок.
Счёт парами (по 2, двойками), счёт по 3 (тройками).
Решение примеров в два действия. Числа при сложении.
Слагаемое+слагаемое=сумма.
Сравнение чисел. Введение знаков =, <, >.
Сравнение чисел. Введение знаков =, <, >.
Сравнение отрезков по длине на глаз и с помощью линейки.
Контрольная работа по теме: «Числа первого десятка».
Работа над ошибками. Образование и состав числа 11.
Образование и состав чисел 10,11, 12,13. Решение примеров в пределах
13.
Сравнение чисел. Знаки «>», «<», «=».
Образование и состав чисел 14, 15, 16.

К-во
час
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
план
факт

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

Образование и состав чисел 14, 15, 16.
Образование и состав чисел 17, 18,19.
Образование и состав чисел 17, 18,19.
Счет равными числовыми группами.
Последовательность чисел, соседи числа, последующее и
предшествующее числа.
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на
несколько единиц..
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на
несколько единиц..
Образование и состав числа 20.
Разрядность чисел. Числа однозначные и двузначные.
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на
несколько единиц.
Простые арифметические задачи нанахождение остатка.
Простые арифметические задачи нанахождение остатка.
Контрольная работа по теме"Числа второго десятка"
Работа над ошибками.Единица (мера) длины-дециметр. Обозначение: 1
дм. Соотношение: 1 дм=10 см.
Мера длины-дециметр.
Мера длины-дециметр.
Увеличение числа на несколько единиц.
Увеличение числа на 2, 3, 4.
Увеличение числа на 5, 6, 7.
Уменьшение числа на несколько единиц.
Уменьшение числа на 1, 2, 3.
Уменьшение числа на 1, 2, 3.
Уменьшение числа на 4, 5, 6
Уменьшение числа на 4, 5, 6
Луч.Сравнение луча с отрезком и прямой линией.
Сложение двузначного числа с однозначным.
Переместительное свойство сложения. Решение простых задач на
увеличение чисел на несколько единиц.
Сравнение чисел,выраженных единицами измерения.
Вычитание однозначного числа из двузначного.
Вычитание однозначного числа из двузначного.
Решение задач по рисунку и краткой записи.
Получение суммы 20, вычитание из 20.
Получение суммы 20, вычитание из 20.
Сравнение чисел в пределах 20,выраженных единицами измерения.
Вычитание двузначного числа из двузначного числа.
Вычитание двузначного числа из двузначного числа.
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на
несколько единиц
Контрольная работа по теме"Сложение и вычитание без перехода через
десяток".
Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала.
Сложение чисел с числом 0.
Сложение чисел с числом 0.
Угол.Элементы угла.
Меры стоимости. Сложение и вычитание чисел,полученных при
измерении меры стоимости.
Меры длины .Сложение и вычитание чисел ,полученных при измерении
меры длины.
Меры массы. Сложение и вычитание чисел ,полученных при измерении
массы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100

Меры ёмкости. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
ёмкости.
Меры времени. Сутки, неделя. Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении меры времени.
Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление
движения стрелок..
Контрольная работапо теме «Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении величин».
Работа над ошибками.Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении величин
Сложение и вычитание без перехода через десяток.
Увеличь число, уменьши число на…
Запись и решение простейших задач, оформление таблиц на сложение и
вычитание.
Запись и решение простейших задач, оформление таблиц на сложение и
вычитание.
Решение и запись задач на нахождение суммы и остатка без перехода
через десяток.
Решение и запись задач на нахождение суммы и остатка без перехода
через десяток.
Увеличение числа на несколько единиц.
Контрольная работа по теме"Сложение и вычитание чисел в пределах 20
без перехода через десяток".
Работа над ошибками. Виды углов.
Сравнение углов с прямым углом.Черчение прямого угла с помощью
чертежного треугольника.
Составные арифметические задачи.
Запись условия составной задачи.
Разбор и решение задач в два действия.
Разбор и решение задач в два действия.
Составление задач в два действия.
Прибавление чисел 2, 3, 4.
Прибавление чисел 2, 3, 4.
Прибавление числа 5.
Прибавление числа 5.
Прибавление числа 6.
Прибавление числа 6.Составные арифметические задачи в два действия
Прибавление числа 7.
Прибавление числа 7.Составление и решение составных арифметических
задач по краткой записи.
Прибавление числа 8.
Прибавление числа 8. Решение составных арифметических задач.
Прибавление числа 9.
Прибавление числа 9. Составление и решение составных арифметических
задач по краткой записи
Таблицы состава двузначных чисел из двух однозначных чисел.
Таблицы сложения чисел 11,12. Решение задач и примеров на сложение с
переходом через десяток.
Таблицы сложения чисел 13,14. Решение задач и примеров на сложение с
переходом через десяток.
Контрольная работа по теме: «Сложение с переходом через десяток».
Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала.
Четырёхугольники: квадрат. Свойства сторон и углов квадрата.
Четырёхугольники: прямоугольник. Свойства сторон и углов
прямоугольника.
Сравнение квадрата и прямоугольника. Вычерчивание
четырёхугольников по опорным точкам.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Вычитание чисел 2, 3, 4.
Вычитание чисел 2, 3, 4.
Вычитание числа 5.
Вычитание числа 5.
Вычитание числа 6.
Вычитание числа 6.
Вычитание числа 7.
Вычитание числа 7. Решение составных арифметических задач.
Вычитание числа 8.
Вычитание числа 8.Решение задач на увеличение (уменьшение) чисел на
несколько единиц.
Вычитание числа 9.
Вычитание числа 9.Составные арифметические задачи в два действия.
Таблицы вычитания. Решение задач и примеров на вычитание с
переходом через десяток.
Таблицы вычитания. Решение задач и примеров на вычитание с
переходом через десяток.
Контрольная работа по теме: «Вычитание с переходом через разряд».
Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала.
Треугольник:вершины,углы,стороны.Вычерчивание треугольника по
заданным вершинам.
Сложение и вычитание с переходом через десяток.
Составление таблицы сложения и вычитания числа 11.
Составление таблицы сложения и вычитания числа 12.
Составление таблицы сложения и вычитания числа 13.
Составление таблицы сложения и вычитания числа 14.
Составление таблицы сложения и вычитания чисел 15,16.
Составление таблицы сложения и вычитания чисел 17,18.
Решение задач использованием действий с переходом через десяток.
Меры времени:сутки,неделя,час.
Часы. Циферблат. Минутная и часовая стрелки.
Решение задач на время.
Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа.
Деление на две равные части.
Деление на две равные части.
Решение задач на деление на равные части.
Итоговая контрольная работа.
Работа над ошибками. Числовой ряд 1-20.Способы образования
двузначных чисел. Сравнение чисел.
Числовой ряд 1-20. Способы образования двузначных чисел. Сравнение
чисел.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».