Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития
Описание образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (далее - АООП НОО) для детей с задержкой психического развития определяет основные направления работы на период 2016-2020гг.
Данная образовательная программа разработана на основе:
• Конвенции о правах ребенка;
• Конституции Российской Федерации;
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
• федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с задержкой психического развития;
• нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в области образования;
• примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для детей с задержкой психического развития;
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой псхического развития (далее – ЗПР) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР (вариант 7.1), которая адресована обучающимся с задержкой психического развития с уровнем психофизического развития, близкого возрастной норме; отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (специфическое расстройство школьных навыков, а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном объеме).
Обучающиеся с задержкой психического развития имеют особые образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
· получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
· выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
· обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
· получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
· психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
· психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
· постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
К специфическим образовательным потребностям относятся:
· адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
· обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики пихических процессовобучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
· комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
· организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающихся с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающихся, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
· учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
· профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
· постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
· обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
· постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
· постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
· специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
· постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
· развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, со взрослыми), формирование навыков социально одобряемогоповедения;
· специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
· обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).